Подлог фотографий и вздорные выдумки лежат в основе кунакбаевской версии происхождения Александра Матросова.

Уже не один десяток лет СМИ республики навязывают общественности лживую гипотезу о башкирском происхождении Героя Советского Союза Александра Матросова. Их главный довод: «Рауф Насыров в своей книге доказал». Тех, кто не согласен с автором этой небылицы, на экраны местного телевидения не допускают, также как уклоняются апологеты доморощенной версии и от конструктивной дискуссии с оппонентами. Но биографию и подвиг героя давно изучают и уточняют историки и исследователи всей страны. И мы более пятнадцати лет занимаемся этим делом. Общими усилиями исследователям удалось добиться серьезных результатов, документально зафиксировав целый ряд ключевых фактов и эпизодов, связанных с главным национальным героем нашей страны. 

«Рядовой Александр Матросов»

Подложные фотографии

Уточнение ключевых фактов и эпизодов позволили в свою очередь выявить серию подтасовок, имевших место при создании кунакбаевской версии, автором, который был партийный идеолог и журналист Рауф Насыров, уроженец Учалинского района Башкирии.

Рауф Насыров, главный партийный идеолог газеты «Совет Башкортостаны» и главный «развенчатель» русского парня Александра Матросова

  В настоящее время найдены десятки родственников Александра по отцу – уроженцев Ульяновской области, готовых хоть сейчас пройти генетическую экспертизу на родство с ним. Кунакбаевцы, напротив, такого желания не изъявили ни разу. Впрочем, родня героя — Матросовы и восемьдесят лет назад прекрасно знала, что Саша из их рода.

В качестве ключевого «доказательства» кунакбаевского происхождения Александра Матросова сторонники Рауфа Насырова называют экспертизу фотографий, заказанную, по его словам, газетой «Совет Башкортостаны» в 1989 году.

В качестве основного — Фото № 1 на экспертизу газета направила снимок малолетнего ребенка из села Кунакбаево, сделанного, по уверениям Рауфа Хаевича в 1932 году и где в первом ряду второй человек слева, якобы, и есть Шакирьян Мухамедьянов.

Коллективное фото жителей деревни Кунакбаево в 1932 году

Рауф Насыров пишет, что эту фотографию ему предоставила некая Сания Гирфанова. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 60).

Дальше слово самому Рауфу Хаевичу из его книги «Откуда ты родом, Матросов?».

«Прибавив к ней три фотографии Матросова («Саша Матросов с голубем в руках», «Саша – участник художественной самодеятельности в Ивановке», «Матросов при получении комсомольского билета»), на каждой проставив номера, мы направили их на экспертизу во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции СССР».

Вот эти дополнительные фото.

Саша Матросов с голубем. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 41)

— Снимок сделан в 1939 году фотокорреспондентом редакции газеты «Путь Ленина» из Ульяновска Н.В. Заболотновым, — выяснила ульяновский исследователь и краевед Нина Дубовик.

То есть фотография достоверная, хотя следы ретуши на ней присутствуют. Дело в том, что в тридцатые годы полиграфическая база, как и фотоаппаратура у районных газет были не совершенные и снимки часто приходилось подправлять, что неизбежно искажало облик человека.

Струнный оркестр Ивановского детского дома. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 106)

— Это «левая» фотография», там Саши нет! – пояснила Нина Александровна, скрупулезно изучившая этот период жизни Матросова.

Но в книге Р.Насырова «Откуда ты родом, Матросов?» есть ещё одно фото струнного оркестра Ивановского детского дома.

Струнный оркестр при Ивановском детском доме. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 108)

Снимок тоже низкого качества и тоже отретуширован.

Какую же из фотографий струнного оркестра Насыров послал на экспертизу автор не уточняет. И это не случайно. Рауф Хаевич умел напускать «туман», когда это было ему нужно.

Вручение комсомольских билетов в Краснохолмском пехотном училище 2 ноября 1942 года. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 40)

Насыров уверял, что этот снимок передал в Уфу через некую Л.Г.Басырову помощник начальника политчасти Краснохолмского пехотного училища по комсомольской работе Аркадий Григорьянц, а крайний справа на фотографии – Александр Матросов. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 39-40).

Однако, позднее Аркадий Агалумович, вручавший на снимке комсомольские билеты, уточнил, что Сашину роту в тот день не фотографировали. Поэтому будущего Героя Советского Союза на снимке не могло быть.

По воспоминаниям местных жителей в Краснохолмском пехотном училище было не мало уроженцев Средней Азии и этот псевдо-Матросов на фотографии напоминает одного из них.

Таким образом, из трех представленных на экспертизу дополнительных снимков только один — фото с голубем является достоверной, хоть и ретушированной фотографией Александра Матросова.

                                      Чтобы никто не смог проверить            

Неизбежно возникает вопрос: «А как же главная фотография героя — из его уголовного дела»? Почему её не отправили на экспертизу?

И качество снимка хорошее, никакой ретуши и его достоверность не вызывает сомнения – сделан в НКВД.

Правда, лоб сморщил парень. Что ж, не удивительно, на нарах сидел… Сделали это фото в тюрьме, а там Саша находился шесть месяцев и если бы это был другой человек, то подмену неизбежно выявили.

Единственную подлинную фотографию Александра Матросова из уголовного дела Рауф Насыров на экспертизу не направил

— Не он, — возражает Рауф Насыров, приводя в качестве доказательства слова некоего пьяного забулдыги из Старой Уфы Василия Колпакова («Фамилия изменена – Р.Н.», Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 71).

Так просто и легко многоопытный Рауф Хаевич отсеял самую главную и единственную юридически-достоверную фотографию.

Но с какой же целью автор подменил фамилию этого «Васи»? И существовал ли этот «Василий Павлович» из оврага уфимской Сутолоки в реальности?

Судя по всему, персонаж и история с «Васей» выдуманы партийным идеологом и, по совместительству, парторгом газеты «Совет Башкортостаны» Рауфом Насыровым.

А фамилию Василия автор изменил, чтобы никто не смог проверить.

За пятнадцать лет, как мы занимаемся Александром Матросовым, мы, помимо архивных документов, проштудировали абсолютно все публикации Р.Насырова о Шакирьяне и Александре Матросове, подняв только башкирскую прессу более, чем за сорок лет. В том числе материалы, предназначенные для «внутреннего» — учалинского пользования.

Рауф Хаевич был не так прост, как порой пытался показать себя, в том числе, в эпизоде, когда он, вдруг, поверил словам пьянчуги, косившего под матерого уголовника.

  Вероятностный вывод

Снова Насыров («Откуда ты родом, Матросов», стр. 142-143): «Перед специалистами был поставлен вопрос: один и тот же человек или разные люди изображены на фото № 1 и фото №№ 2-4».

«Заключение специалистов Московского научно-исследовательского института «…представленные фотоснимки являются репродукциями очень плохого качества. Необходимые для сравнительного исследования признаки лица, изображенные на № 1 (форма глаз, уха, рта, носа), не просматриваются. Антропологические точки на исследуемом фото проставить нельзя, что препятствует установлению относительных размеров элементов лица.

…можно сделать лишь вероятностный вывод о том, что на фото № 1 и фото №№ 2-4 изображено одно и тоже лицо.

Специалисты А.Гусев, Л.Кирсанова».

Подчеркнем, что эксперты отвечают только на те вопросы, которые им поставлены. Другие вопросы ими не исследовалась.

Отметили ли специалисты наличие ретуши, тоже не известно, поскольку само экспертное заключение, и это очень примечательно, Рауф Хаевич ни разу не публиковал полностью. Только несколько коротких выдержек.

Добавим ещё, что вероятность измеряют в процентах. А московские эксперты в своем заключении не рискнули указать даже приблизительную, возможно, близкую к нулю цифру.

Любопытно, что архивных материалах газеты «Совет Башкортостаны» мы не обнаружили никаких следов переписки издания с НИИ, где, якобы, проводилась экспертиза.

Но главное заключается в том, что любое заключение эксперта становится доказательством, то есть фактом, только тогда, когда решение об этом примет суд. А такого решения за три с лишним десятилетия так и не появилось.

И никогда не появится по указанным выше причинам.

Зато прослеживается закономерность — как только Рауф Хаевич приближался к каким-то важным документам, они потом бесследно пропадали.

Ещё 14 апреля 1989 года в главной республиканской газете «Советская Башкирия» кандидат исторических наук Риф Салихович Аюпов обратил внимание на подозрительную цепь исчезновений документов о Матросове в Башкирии: «Как будто специально прошлись по следам Героя».

 

Историк Риф Аюпов ещё в 1989 году разоблачил гипотезу Рауфа Насырова

Рауф Насыров в ответ так осерчал на принципиального историка, что в своей книге «Откуда ты родом, Матросов?» переиначил фамилию Аюпова, обозвав Саляховым.

 

 По методам Остапа Бендера

Что же касается группового фото в Кунакбаево, то здесь нас ждала полная неожиданность. Нина Дубовик выяснила, что малолетний ребенок на фотографии вовсе не мальчик, а девочка!

— И, наконец, посмотрите внимательно на общую фотографию, на ней указанный Шакирьян – девочка, — читаем в письме Нины Дубовик директору Учалинского историко-краеведческого музея Алие Ураловне Даминовой. — И овал лица, и пальтишко на правую сторону.

Как тут не вспомнить великого комбинатора Остапа Бендера, когда он сажал Кису Воробьянинова на пароход?

Но в 2024 году нам удалось получить документы, показывающие, что сделано это Насыровым было намеренно. Что в свою очередь не только ставит под сомнение результаты экспертизы 1989 года, но и вызывает сильное подозрение в том, что она вообще не проводилась, а «заключение специалиста» ВНИИ судебных экспертиз сфальсифицировано.

В 2024 году из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) нам предоставили сканы бесценных архивных материалов о Матросове. Всего 130 листов. Ранее они хранились в Центральном архиве ВЛКСМ, а затем были переданы РГАСПИ.

Расскажем только о некоторых из них.

Первый: то самый тюремный снимок Саши Матросова. Его оригинал в официальных документах учреждения зафиксирован как подлинный.

Поэтому историю с «Василием Колпаковым» можно считать преднамеренной выдумкой Насырова, либо болтовней пьянчуги из Старой Уфы, если существовал его прототип.

На снимке прекрасно видно, что у Саши славянская внешность. Он и считал себя русским.

Второй: письмо Зав. Центральным архивом ВЛКСМ В.Шмиткова, направленное в тот же самый ВНИИ судебных экспертиз Минюста СССР, где по уверения Насырова, делали экспертизу в 1989-м.

Дата письма Шмиткова — 15.07.83, Исх. № 448-а.

Шмитков просит проверить является ли курсант с комсомольским билетом Александром Матросовым и направляет на экспертизу фотографии: тюремную (подлинную) и ту, которая у Рауфа Хаевича из отправленных на экспертизу в 1989 году числится под № 4 (вручение комсомольских билетов).

В 1983 году Центральный архив ВЛКСМ направил на экспертизу во ВНИИСЭ фото вручения комсомольских билетов и подлинный снимок героя. Документ предоставлен РГАСПИ

Третий: «Заключение специалиста» ВНИИ судебных экспертиз Минюста СССР, которое однозначно свидетельствует:

«Выявленные различия дают основания для вывода о том, что на представленных для исследования фотографиях изображены разные лица. Специалист Кирсанова Л.З.».

Дата: 22 июля 1983 г., Исх. № 663/5-08.

Заключения эксперта: курсант с комсомольским билетом и Александр Матросов — «разные лица». Документ предоставлен РГАСПИ

 

Увеличенный фрагмент вывода эксперта

 

Таким образом:

1)Один из четырех снимков — с комсомольским билетом, направленных на экспертизу газетой «Совет Башкортостаны» в 1989 году, заведомо не имел никакого отношения к Александру Матросову и притянут Насыровым за уши.

2)Единственное подлинное фото героя – тюремное, в той экспертизе не участвовало.

Если «экспертиза» 1989 года не подлог, то что это?

И самое любопытное… Рауф Хаевич ни разу не обнародовал оригинал экспертизы 1989 года. Только фрагментарно излагал её текст. Даже в явно заказном фильме о Матросове, в выпуске которого Насыров принимал активное участие, мелькнули лишь затенённые фрагменты серой копии с такой же серой печатью.

А целиком копия «экспертизы» 1989 года нашлась в Национальном музее Республики Башкортостан. Судя по низкому качеству, её изготовили на аппарате «Эра». Были такие в нашей стране в «доксероксное» время.

Копия «заключения специалиста» 1989 года. Оригинал Р.Насыров не демонстрировал ни разу. Документ предоставлен Национальным музеем РБ

А где же оригинал документа? И существовал ли он в реальности?

Начиная с 2011 года, мы постоянно задаем эти вопросы апологетам Рауфа Насырова, а он тогда был ещё жив. В ответ получали угрозы «засудить» нас. Была даже нецензурная брань в соцсети от известного в регионе журналиста и, по совместительству, родственника Рауфа Хаевича. Скриншот этой матерщины мы сохранили.

Вздор вместо доказательств

В кунакбаевских версиях того, когда и как пропал из родного села Шакирьян Мухамедьянов уровень аргументации такой, что возникает подозрение в соревновании авторов: кто из них придумает наиболее фантастический вариант.

Так директор Кунакбаевского краеведческого музея А.Тухватулин в заметке, опубликованной в газете «Серп и Молот» 5 февраля 2004 года, не моргнув глазом, пишет: «Когда немцы подошли к Москве, Сталин приказал закрыть многие детские колонии, а их обитателей отправить в различные учебные заведения. Шакирьян получил направление в Краснохолмское военно-пехотное училище».

«Открытия» директора Кунакбаевского краеведческого музея А.Тухфатуллина. «Серп и Молот» от 5 февраля 2004 года

Но дело в том, что Матросов был призван в армию вовсе не по причине закрытия Уфимской детской трудовой колонии, а потому, что достиг призывного возраста. А сама колония располагалась в Уфе вплоть до 1971 года, пока новый первый секретарь Башкирского обкома Мидхат Шакиров не перевел её в Стерлитамак.

И призвали Сашу не в 1941-м, «когда немцы подошли к Москве», а только через год.

Дальше-больше… «Шакирьян-Александр Матросов был назначен в 91-ю особую бронетанковую дивизию имени Сталина».

Тот, кто хоть немного владеет военной тематикой, сразу увидит явную несуразицу – не было никогда в составе РККА 91-й особой бронетанковой дивизии, да и просто танковых дивизий в Красной армии к этому времени не осталось. Имелись танковые полки, бригады и корпуса.

А рядовой Александр Матвеевич Матросов воевал в составе 91-й отдельной стрелкой бригады им. И.В.Сталина, где никаких танков не было и в помине. Иначе бронетехника раздавила бы за пару минут этот проклятый бревенчатый дзот в том бою и не потребовалось закрывать его амбразуру телом Матросова.

Что это? Полное незнание «матчасти» или неуемная фантазия автора?

Любопытно, что в актуальном списке учителей на сайте средней школы села Кунакбаево мы и сейчас находим педагога с такой же фамилией и инициалами, как и у автора статьи. Имеет диплом …историка.

…21 февраля 1998 года «Серп и Молот» опубликовал статью «общ. корр. Л.Сайфетдинова», при чтении которой изумляешься, как могла редакция газеты пропустить подобный материал?

«…он вместе с бродящими цыганами покидает родную деревню»;

«Сначала ходил как юнга у матросов (видимо здесь и присвоил себе фамилию «Матросов»)»;

«Сохранилось одно из его писем к К.Я.Кудочкиной от 21.02.1942 г.

Дорогая Лида! Почистил автомат, покушал…».

Одна из кунакбаевских фантазий об Александре Матросове

Какие цыгане? Какой юнга у матросов? Откуда этот вздор?

А Лиду Курганову «общ. корр. Л.Сайфетдинов» вообще переделал в К.Я.Кудочкину. Матросов в письме обращается к ней как к Лиде, а инициалы девушки указаны автором К.Я.

Понимал ли автор то, что он сам написал?

А дата письма девушке? «Общ. кор. Л.Сайфетдинов» видимо был не курсе того, что в феврале 1942 года Александр Матросов ещё находился в уфимской трудовой колонии.

Да ещё «город Малакас»?!

Автор похоже не знал о существования старинного русского города Мелекесса.

Впрочем, в Кунакбаево фантазёров хватало всегда. Так отец Шакирьяна — Юнус плёл землякам «как пил с Лениным чай, как прилетал к нему Сталин на самолете». После этого не удивишься, что он «опознал» в Матросове своего родного сына.

В 2006 году та же газета «Серп и Молот» опубликовала беседу своего корреспондента Бану Кагармановой с сами́м Рауфом Насыровым.

Фрагмент рассказа Р.Насырова в газете «Серп и Молот» от 28 декабря 2006 года

В материале рассказывается, что в 1960 году неким полковником Григорием Набойчиковым заинтересовались сотрудники НКВД и офицера уволили из армии. Но тот приехал в Уфу и оставил на радио кассету с воспоминаниями об Александре Матросове, которая потом попала к Рауфу Насырову.

Но дело в том, что с 1946 года НКВД в СССР уже не было!

Кроме того, магнитофонные кассеты в нашей стране начали производить только в 1969 году. В продаже они, как и первый кассетный магнитофон «Десна», появились в 1970-м.  Качество записи было отвратительное. Кассеты отличались не долговечностью и быстро осыпались. Более или менее приличные кассетные магнитофоны, как и сами кассеты приемлемого качества стали выпускать только в середине 1970-х.

Конечно, японскую аппаратуру можно было купить у спекулянтов, но тоже не раньше начала 1970-х. Стоил такой фирменный «кассетник» около 1,5 тысяч рублей, а это зарплата рядового уфимца за 1,5-2 года. Не было подобной техники даже у журналистов Башкирского радио и телевидения!

Рауф Насыров явно выдумал описанную в районной газете историю. Тем более, что расшифровку записи Набойчикова, если она и существовала, он никогда не публиковал.

Фальсификация облика Матросова

Поскольку единственная достоверная фотография Александра Матросова была тюремной и её долго не публиковали, то гуляли такие изображения героя, что диву даешься. А глядя на некоторые из них кажется, что парень страдал неврологическими заболеваниями или даже имел врожденные дефекты черепа.

Такие уродливые версии внешности Александра Матросова поначалу тоже были в ходу. Слева скульптура О.Когана, «Красная Башкирия» от 9 июля 1944 г., справа — рисунок некоего Сергеева, журнал «Пионер» № 6, 1966 г.

Дефицитом фото Матросова воспользовался и Рауф Насыров.

— Замечательно владеет не только словом, но и карандашом — под его авторством вышли сотни портретов наших земляков, — пишет «Серп и Молот» 26 ноября 2005 года.

Профессиональный художник Рауф Насыров постепенно подрисовывал Александру Матросову башкирские черты лица. Слева направо: 1988 г. — «Совет Башкортостаны», 1998 г. — «Ватандаш», 2005-й – «Истоки»

Рисунки, в которых Насыров постепенно, с течением времени, придавал Матросову всё больше и больше башкирских черт лица, иллюстрировали публикации Рауфа Хаевича.

В 2005 году в газете «Истоки» Насыров довел изображение Матросова до «канонического» башкирского, в понимании художника, вида. Но при этом опытный газетчик и дипломированный художник, окончивший в Москве трехлетние Заочные курсы при Всесоюзном доме народного творчества им. Н.Крупской, «забывал» указывать свое авторство корректора внешности русского парня.

Ещё дальше пошли в Учалинском районе. Бюст «Шакирьяна Мухамедьянова-Александра Матросова», открытый в Кунакбаево 8 мая 2005 года даже отдаленно не похож на героя.

И с возрастом парня у местного скульптора вышла промашка. Он изваял не молодого человека, которому едва исполнилось 19 лет, а мужчину лет сорока.

А на картине, что висит в музейной комнате, так по документам называется помещение на втором этаже здания Кунакбаевского сельсовета, изображен жгучий брюнет и по виду, скорее, таджик.

«Творения» учалинских авторов

 

          Полицай из Кунакбаево

Натолкнулись мы и на тёмную страницу военной истории села Кунакбаево. Оказывается, один из его жителей оказался предателем. Сдался врагу в плен и служил у немцев полицаем. После войны ловко прошел сито проверок, вернулся в село живой и здоровый.

Органы КГБ разоблачили изменника, но, к сожалению, только после его смерти. Об этом в 1995 году рассказал газете «Серп и молот» фронтовик Сахей Габидуллович Абдрахманов и назвал корреспонденту Зайнаб Хисматуллиной фамилию предателя. Правда редакция не стала обнародовать персональные данные экс-полицая, дабы не травмировать его родственников и не шокировать односельчан. «Минька» – так назвали его в газете.

В 1995 году газета «Серп и Молот» рассказала о полицае из Кунакбаево

 

Фронтовик-герой из Кунакбаево Сахей Абдрахманов. Фото с сайта «Память народа»

Мы нашли среди жителей Кунакбаево человека, который носил до войны прозвище «Минька» и слыл среди земляков первым доносчиком. Но полагаем, его земляки должны сами решать обнародовать им или нет данные этой персоны.

В 2015 году в Кунакбаево устраивали потешную реконструкцию как Шакирьян Мухамедьянов …закрывает грудью немецкую амбразуру у деревни Чернушки.

Так почему бы не организовать реконструкцию истории с земляком-предателем?

Абсурд? Безусловно.

А воровать подвиг у русского парня Александра Матросова, не абсурдно?

Александр КОСТИЦЫН

Евгений КОСТИЦЫН

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.