Во время войны органы НКВД бдительно следили за военкоматами Башкирии

После начала Великой Отечественной войны на военные комиссариаты были возложены очень ответственные и разнообразные задачи. Получили они и дополнительные права. Подавляющее большинство военкомов и сотрудников РВК Башкирии с честью выполняли свою не простую работу в то суровое время. Правда и чекисты республики, а до апреля 1943 года они входили в единую структуру НКВД, не дремали и наряду с партийными органами активно выявляли злоупотребления в военкоматах региона, бдительно стоя на страже социалистической законности. Расскажем только о нескольких эпизодах, которые нам стали известны из документов Национального архива Республики Башкортостан.

Спец. записка «О преступной деятельности некоторых сотрудников РВК». Национальный архив Республики Башкортостан Ф. 122 Оп. 22 Д. 16 Л. 55

11 мая 1942 года на имя заведующего военным отделом Башкирского обкома ВКП (б) Мензелинцева поступила «Спец. записка» на 13 листах «О преступной деятельности некоторых сотрудников РВК», подписанная заместителем наркома внутренних дел БАССР капитаном госбезопасности Кудряковым и начальник секретно-политического отдела НКВД Башкирской АССР старшим лейтенантом Павловым.

Звание капитан госбезопасности в то время соответствовало званию полковник РККА, а старший лейтенант госбезопасности – майору.

Читаем в документе: «СПО НКВД Башкирии имеет ряд фактов о безобразной, граничащих с преступлением работе некоторых райвоенкоматов, как руководящего состава, так и других работников. Процветает преступность, связанная со взятками об освобождении от в/службы, причем помимо самих руководителей РВК, имеет место в этом вопросе сомнительные действия со стороны врачебного персонала, призванного на освидетельствование в/обязанных. Грубые обращения к посетителям вообще и, в частности, к женам командиров РККА, мужья которых на фронте и ряд других фактов».

…Во время формирования 112-й Башкавдивизии, которая создавалась силами и средствами самой республики, районы Башкирии получили разнарядки по выделению коней для соединения. Это была не простая задача, поскольку годные для кавалерии лошади были уже в основном изъяты в армию. И, тем ни менее, колхозы республики с честью выполнили почетное задание. Возглавили эту работу районные военкомы.

И в Зианчуринском районе Башкирии сельчане смогли набрать требуемые от района 112 коней. Цифра «112» в данном случае – простое совпадение с номером дивизии.

Военный комиссар Зианчуринского РВК «Шунин произвел 5/I-1942 г. сдачу 112 лошадей в Башкирскую дивизию, для чего лично сам выезжал на ст. Дема. По сдаче лошадей и фуража мешки из-под фуража не сдал, привез их домой и продал колхозу им. «Кызыл-Тан» за шесть возов дров».

Кто-то подумает: «Подумаешь мешки». Но в то время это была совсем не мелочь. Мешков набралось много на 112 лошадей. И потом, это было колхозное имущество. Купить мешкотару было очень непросто и дешевой она не была.

О произошедшем стало известно органам НКВД, которые начали проверку. Во время неё кроме всего прочего всплыло, как Шунин предоставил отсрочку Ивану Куликову, инструктору ПВХО Зиачуринского Осоавиахима. Гражданину отсрочка не полагалась, но «стороны» договорись. Цена вопроса – «кожаная тужурка формы ОСО».

Незаконно снял с брони зав. РАЙФО Баяна Ибрагимова, но при этом забронировал на одну должность сразу двух своих приятелей и так далее.

Приведены в документе и факты откровенного укрывательства дезертиров в некоторых районах, хамство по отношению к женам бойцов и командиров Красной армии.

Наиболее одиозным по части грубости можно назвать военкома Белорецкого района Колмычевского.

Военком Белорецкого района Колмычевский выделялся своей грубостью.  НА РБ  Ф. 122  Оп. 22  Д. 16  Л. 113

Андрей Самохвалов, зав. делопроизводством Бижбулякского РВК, приторговывал гражданской одеждой, «сданной уходящими по мобилизации в Красную армию на склад РВК для хранения».

Присваивал значительную часть продуктов приусадебного хозяйства военкомата.

За взятки способствовал направлению призванных не в строевые части, а в военно-учебные заведения.

«Исправлял» военно-учетные специальности, давая возможность взяткодателям «задержаться» в тылу.

Много чего натворил этот субъект, но особенно мерзко читать, что «за Самохваловым имеют место попытки склонения эвакуированных женщин на половое сожительство».

…Военком Баймакского района Кирсанов незаконно давал бронь лицам, не имевшим на это право, и также незаконно снимал её с ответственных работников.

В состав медицинской комиссии РВК ввел свою любовницу, на что не имел право, поскольку решение о вводе нового врача, нужно было согласовать с Южно-Уральским округом. В документе НКВД указана фамилия этой дамы.

Злоупотребления военкома всплыли после того, как на медкомиссию явилась его жена и прилюдно устроила скандал с возлюбленной супруга. «Органы» незамедлительно начали проверку.

…Начальник 1 части Ермекеевского РВК Михаил Путенихин из-за беспробудного пьянства развалил работу и запутал документацию из-за чего, например, в армию отправили больного Саубана Тимербаева с «3-й стадией туберкулеза каковой в пути следования до части умер и был доставлен в часть мертвым».

Впрочем, несчастный Тимербаев не единственный туберкулезник, отправленный Путенихиным в Красную армию из Ермекеево.

По пьяни этот начальник подмахнул бумагу, разрешающую изъять из колхозов жеребцов-производителей, сорвав случную компанию в районе.

В приводимом многостраничном документе НКВД приведены и другие факты нарушения соцзаконности.

Следили партийные организации и за моральным обликом военкомов.

Партийные органы следили за моральным обликом военкомов.
НА РБ  Ф. 122  Оп. 22  Д. 16  Л. 113

Как видно из протоколов бюро Башкирского обкома ВКП (б) военной поры НКВД БАССР совместно с партийными органами активно выявляли и пресекали злоупотребления в РВК, находя при этом понимание и поддержку со стороны Башвоенкомата, который как никто другой был заинтересован в наведении порядка в своих структурах. Тем более, портить отношения с ведомством Лаврентии Берия было опасно.

Контроль за военкоматами был непрерывным на протяжении всей войны. Подобные бумаги в делах Башкирского обкома имеется большое количество.

Всю войну коррумпированных чиновников и просто нарушителей закона из военкоматов исключали из партии, снимали с должностей и безжалостно отправляли под суд. Время было суровое и поэтому применяемые меры были адекватными ему.

Александр КОСТИЦЫН 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.