Цены на сахар в магазинах Башкирии выросли из-за повышенного спроса и прекращения импортных поставок. Об этом сообщил министр торговли и услуг республики Алексей Гусев.
«На ценообразование, помимо торговой наценки, влияет ряд факторов: баланс между спросом и предложением, логистическая составляющая, наличие товара у производителя, стоимость затрат на производство, хранение, доставку, упаковку и другие», — рассказал Гусев.
По словам главы ведомства, в последние дни в торговых сетях отмечают резкий рост спроса на сахар. Из-за этого поставщики не успевают завозить товар, что оборачивается локальными случаями дефицита продукта.
Кроме того, российские предприятия перестали закупать сахар за границей и переориентировались на отечественных производителей. Это тоже привело к росту оптовых цен на продукт. Алексей Гусев добавил, что представители Минторга провели встречи с участниками рынка. Торговые предприятия увеличили закупки сахара, чтобы справиться с повышенным спросом.
«Это позволит наполнить полки необходимым товаром в кратчайшие сроки, а выравнивание ситуации с предложением стабилизирует ценообразование», — сказал глава ведомства.
Кроме того, есть случаи недобросовестного поведения участников рынка. Некоторые продавцы завышают цены на сахар искусственно. Сведения об этих компаниях передадут в управление ФАС по республике.
По информации Росстата, за период с 26 февраля по 4 марта 2022 года индекс потребительских цен в стране составил 102,22%. С начала года цены выросли в среднем на 3,46%. Сахар за неделю подорожал на 3,3%. В 22 субъектах РФ стоимость выросла на 0,1–2%, в 38 регионах цены повысились на 2,1–4,9%. Еще в 22 регионах отмечается рост цен на сахар на 5–13,9%.
Председатель Башкирской торговой ассоциации Игорь Прозоров в разговоре с РБК Уфа сказал, что причины повышения цен на отдельные продукты, в том числе сахар, чисто рыночные. Несмотря на то, что крупнейшие ритейлеры договорились установить минимальные наценки на социальные товары и придерживают цены на низком уровне, всегда есть свободный рынок в виде оптовых баз, где цены формируются свободно, поясняет эксперт.
«Ажиотажный спрос заканчивается в двух случаях. Либо появляется избыток товара по нормальным ценам и тогда он фактически удовлетворяет спрос — покупатели набрали товар и им больше не нужно. Второй способ — это установление рыночной цены, при которой люди уже думают: цена уже выросла, хорошо, что я купил дешево. И радуются, что у них мешок сахара дома лежит. Проблема таких ажиотажных закупок еще и в трудностях производителя — если все разом накупили, то куда потом продавать? Могут возникнуть проблемы со сбытом», — говорит Прозоров.
По словам эксперта, на ажиотажный спрос на сахар повлияли несколько психологических факторов, среди которых решение ряда торговых сетей ограничить отпуск товаров «в одни руки».
Автор Наиль Байназаров