В вузах Уфы оценили последствия выхода из Болонской системы

Ректоры уфимских вузов не увидели проблемы в выходе из Болонского процесса


                    В вузах Уфы оценили последствия выхода из Болонской системы

После выхода российских вузов из Болонской системы качества высшего образования в университетах Башкирии не ухудшится. Об этом сообщили опрошенные РБК ректоры уфимских вузов. При этом окончательно отказываться от двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура» в учебных заведениях республики не собираются.

«Я не вижу рисков для системы»

Ректор Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) им. М. Акмуллы Салават Сагитов считает несостоятельными сами разговоры о «выходе» из Болонской системы.

«Чтобы откуда-то выйти, надо туда зайти. Что такое Болонская система? Это собрались представители европейских стран и решили, а давайте будет вот такой формат. То есть туда никто не входил, это не какая-то организация. И когда говорят, что нас откуда-то исключили, для меня это не понятно. Просто Россия на каком-то этапе развития приняла тот же общеевропейский формат: “четыре плюс два”, бакалавриат и магистратура, компетентностный подход и так далее. В принципе, ничего плохого в этом нет. Нормальная система, в мире их есть несколько. В постсоветской системе не было такого разделения. Были специалитет и сразу аспирантура», — поясняет Сагитов.

По словам ректора, в БГПУ сложилась некая гибридная форма обучения, когда привычный российский специалитет имеет признаки европейских двух уровней.

«Если брать наш педагогический университет, то у нас есть двухпрофильный бакалавриат, где учатся пять лет. Об этом и Фальков говорил на заседании Союза ректоров в Москве в конце мая. По сути двухпрофильный бакалавриат в педагогике — это и есть повторение советской системы специалитета. Одно отличие: в советском дипломе писали “Учитель физики и математики”, а сейчас пишут “Бакалавр педагогических наук”. А по сути он тот же учитель двух профилей», — продолжает Сагитов.

По словам руководителя педвуза, у Болонской системы, как и у любой другой, есть свои минусы и плюсы. Отечественная высшая школа должна взять самое хорошее и из европейского, и из советского подхода, уверен Салават Сагитов.

«Я не вижу каких-то рисков для системы образования страны или республики. Нет, мы как развивались, так и будем развиваться. Евразийский НОЦ, который создан в республике, заточен на то, чтобы наши вузы работали на наши предприятия», — сказал ректор.

«Болонскую систему сохраним для гуманитариев»

Исполняющий обязанности ректора Башкирского государственного университета (БашГУ) Вадим Захаров в разговоре с РБК Уфа предположил, что окончательного отказа от элементов Болонской системы не будет.

«Я считаю, что элементы Болонской системы нужно сохранить и прежде всего для гуманитарных направлений», — говорит Захаров. По его словам, именно в гуманитарной сфере двухуровневая система «бакалавриат — магистратура» зарекомендовала себя наилучшим образом. При этом ректор БашГУ тоже не исключает создания гибридной системы, основанной на Болонском стандарте.

«Если мы отступаем от Болонской системы, у нас появляется возможность внести коррективы в образовательную систему даже при существующей двухуровневой системе. У нас появляется дополнительная степень свободы, чтобы скорректировать учебные планы, методики подготовки в том числе с оглядкой на требования наших работодателей. Отход от Болонской системы не подразумевает, что мы полностью выпадаем из образовательной среды. Болонская система — это набор неких правил, которых необходимо придерживаться. Полностью отходить от этой системы мы не будем, в том числе из-за того, что мы не должны выпадать из международной повестки и по науке, и по образованию. Отказ не значит, что для нас закрываются все двери», — сказал Вадим Захаров.

«Для нас ничего не изменится»

Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) Сергей Новиков считает, что выход из Болонской системы не должен нарушить образовательный процесс в стране.

«Что же касается нашего университета, то УГАТУ сохранил традиционное инженерное образование. В стратегию развития образовательной политики университета, касающейся всех уровней (бакалавриата, специалитета, магистратуры) заложены принципы фундаментальной инженерной подготовки, проектно-исследовательской деятельности, мультидисциплинарности, командной работы, цифрового проектирования, сетевой реализации образовательных программ», — говорит Новиков.

По словам ректора, сейчас УГАТУ выпускает специалистов по 11 направлениям и выпускники востребованы на рынке труда.

Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин сообщил РБК Уфа, что в этом вузе не отказывались от прежней системы «специалитет — аспирантура», а у абитуриентов было право выбора между системами обучения.

«Мне кажется, для башкирских вузов и, в частности, для Уфимского нефтяного это вообще никакого значения не имеет. Откровенно говоря, Россия так до конца в Болонскую систему и не вступила. А во-вторых, мы по нашему университету уже пять-семь лет назад восстановили большое количество программ специалитета. На всех факультетах кроме одного ребята у нас имеют право выбора — поступать на четырехлетний бакалавриат или на специалитет. Коллеги в авиационном университете, аграрном, БГУ тоже смогли восстановить программы специалитета», — рассказал Баулин.

По словам ректора, полноценного выхода из Болонской системы не будет, потому что программы магистратуры показывают свою востребованность и эффективность, особенно с точки зрения смены профиля обучения. Например, студент, окончивший специалитет по направлению нефтегазопереработки, может пойти в магистратуру по направлению «Нефтехимия» или «Промышленная безопасность». Такой специалист будет еще более востребован, поскольку его компетенции будут охватывать сразу два направления.

Студентов-иностранцев станет меньше

Одно из возможных негативных последствий отказа от Болонской системы — это сокращение международной кооперации вузов. Многие иностранные студенты приезжали учиться в Россию не только из-за высокого уровня образования, но из-за того, что российские дипломы автоматически признавались за рубежом.

Ректор УГНТУ считает, что сокращение числа зарубежных студентов в Уфе произойдет, но оно не будет большим.

«Раньше у нас тоже было много иностранных студентов, еще до перехода на Болонскую систему. Мы перешли на эту систему в 1998 году, магистратура в вузе есть с 2000 года. У нас иностранцы обучались на программах специалитета, что в большинстве стран сразу приравнивалось к магистерскому диплому. Поэтому с этой точки зрения катастрофического снижения контингента иностранцев мы не ожидаем. Здесь дело не в названии, а в содержательной части. Любой человек, который платит за свое обучение, и прежде всего иностранец, он идет за качеством обучения, а не за названием в дипломе. Тем более что систему признания дипломов мы сохраняем. Понятно, что какое-то снижение произойдет, но не критическое», — сказал Баулин.

Член общественной палаты Башкирии Алексей Елизарьев предположил, что для российских студентов сузятся возможности участия в международных программах обмена и стажировки.

«Есть программа Erasmus+ по стажировкам, обмену студентами, студенческой мобильности. С ней могут возникнуть проблемы. Может, нам запретят в ней участвовать. Но объемы этой программы к общему числу студентов в стране небольшие. У нас в авиационном университете мощные связи с Китаем, странами СНГ. Они постоянно отправляют к нам делегации», — сказал Елизарьев.

Ректор БашГУ Вадим Захаров согласен с тем, что отказ от Болонской системы может уменьшить академическую мобильность. Именно поэтому в российских вузах необходимо сохранить также двухуровневую систему бакалавриата и магистратуры, говорит Захаров.

«Если зарубежные студенты приезжают к нам и не понимают, по какой системе они будут учиться, то миграции не получится», — отметил ректор.

По мнению руководителя БГПУ им. Акмуллы, академический обмен продолжится, хотя и не в прежних масштабах.

«Ничто не мешало и в советское время обмениваться наукой. И удивительно, что сейчас наука и образование ставятся в зависимость от политической воли каких-то двух-трех человек. Немного обидно из-за этого. А академический обмен как был, он так и будет. Потому что нет российской науки и зарубежной науки. Все будут общаться», — сказал Салават Сагитов.

Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.

Авторы Теги Наиль Байназаров
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.