Пока в российском парламенте продолжается работа над законопроектом о ликвидации сельсоветов, власти в Башкирии озаботились развитием института сельских старост. Таким образом они пытаются не допустить снижения качества жизни муниципалитетов. Правда, для этого доверенным лицам жителей надо начать хоть что-то платить, иначе получится, что люди будут «бесплатной властью». О том, как работают общественные руководители на селе сейчас и почему это в основном пенсионеры, в материале UFA.AIF.RU.
Три года в рамках закона
До 2019 года в Башкирии сельские старосты работали без правовой базы. Затем региональный парламент принял закон, регулирующий их деятельность. В соответствии с ним кандидатура «старшего по деревне» выбирается на сходе граждан, а затем назначается советом поселения или города, в состав которого входит населенный пункт. Срок – от двух до пяти лет. Попасть в низшую ступень иерархии власти может любой дееспособный человек, не работающий чиновником, без судимости.
Полномочия местных лидеров прописаны в 13 пунктах, суть которых сводится к взаимодействию с администрацией и советом. Речь идет, например, о вопросах благоустройства, развития спорта, культуры, создания условий для досуга. О решениях и планах властей староста должен информировать население. Он обязан быть на всех сходах и собраниях граждан и доводить их обращения до чиновников. Также он помогает выявлять неблагополучные семьи и тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Староста может также предложить проект муниципального правового акта, и совет депутатов обязан его рассмотреть. Также он имеет возможность выступить с инициативой по приоритетным вопросам для жителей. Перед последними, кстати, он обязан выступать с ежегодными отчетом о своей деятельности. В заседаниях советов у него, согласно внесенным в апреле этого года поправкам в закон, теперь есть право совещательного голоса. Проводники интересов
В парламенте считают, что на данный момент институт сельских старост стал «дельным инструментом» по работе с населением: они являются проводниками интересов граждан на конкретной территории. При этом некоторые депутаты и сами признают, что за груз ответственности должно быть хоть какое-то финансовое поощрение. По словам председателя комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ Салавата Хусаинова, отсутствие материального вознаграждения сегодня – основная проблема. Как следствие, возникают и сложности при подборе кандидатур.
«Необходима материальная стимуляция из средств бюджета республики, — отметил Салават Хусаинов на прошедшем совещании спикера госсобрания с председателями советов районов и городов. — В настоящий момент мы организуем онлайн- и оффлайн-курсы по обучению и проводим конкурсы на лучшего старосту. Можно констатировать, что этот институт сформирован. Они неплохо взаимодействуют с местной властью, организуют собрания и сходы граждан. Но анализ показывает, что есть такие населенные пункты, где присутствует несколько старост, а в некоторых селах их нет вообще.
По данным госсобрания, в селах Башкирии на сегодня насчитывается около 4 тыс. старост.
Молодые – только за деньги
Староста села Ишеево Ишимбайского района Ринат Ибрагимов, говорит, что работа доверенным лицом селян – неблагодарная.
«Про зарплату я слышу уже около десяти лет, но до сих пор это были лишь разговоры, поэтому я очень сомневаюсь, что деньги дадут, – говорит он. – Работа с народом – дело очень тонкое и трудное. Тем более когда у тебя нет реальных полномочий, а есть лишь представительские. У меня, например, есть другая оплачиваемая работа плюс пенсия, поэтому вопрос о зарплате для меня не стоит. А если завлекать на эту должность молодежь, то без материального стимулирования ничего не получится».
Староста соседней деревни Янги-Аул Зуфар Мурзабаев тоже уже пенсионер. В свои 65 лет он на дополнительный доход за свою работу не претендует. Но считает, что если на смену ему придет молодой управленец, то зарплата у него должна быть не ниже средней по республике.
«Я занимаюсь практически всеми насущными проблемами нашей деревни, – говорит Зуфар Мурзабаев. – Дороги, кладбища, озеленение, водопровод, электричество и многое другое. Все эти проблемы приходится решать, хорошо, что мне помогает наша инициативная группа. Все это, разумеется, бесплатно. Если передавать «эстафету» молодому поколению, то неизбежно встанет вопрос об оплате труда. И она должна быть достойная, так как, оплачиваемому старосте придется эту работу воспринимать как основную».
Узаконено то, что и не было незаконным.— АИФ
Комментарии
Депутат Ольховского сельского совета Уфимского района Ренальд Ахмедьянов:
В настоящее время сельский староста имеет только право совещательного голоса. Он ведет переговоры с муниципальными и районными властями, осуществляет прием граждан, проводит разъяснительную работу по насущным вопросам, организовывает сходы и собрания. По факту было узаконено то, что и не было незаконным. А вот распоряжаться бюджетными средствами и подписывать нормативные и правовые акты может только глава сельского поселения. А это, по сути, самое главное в управлении селом».
Политолог Рустем Шайахметов:
«Оплата должна быть не меньше, чем у местного главы сельского поселения. Самое главное — чтобы у старосты были полномочия и ресурсы, иначе смысла нет в этом институте. Но все эти реформы необходимо делать с учетом мнения местного населения. Сельского совета не будет, а депутаты хоть как-то отражали настроения и мнения селян. Поэтому к этому вопросу нужно подходить очень деликатно».
«АиФ Уфа» https://ufa.aif.ru/politic/gover/na_starosty_let_pochemu_v_derevnyah_liderami_stanovyatsya_pensionery