Отдых на дикой природе, ландшафтное разнообразие и уникальные природные объекты привлекают туристов в Башкирию. Об этом говорится в докладе «Региональный туризм: рост возможностей при отсутствии инфраструктуры». Его подготовили аналитическое агентство «Национальный эксперт» совместно с Центром развития региональной политики (ЦРРП). Авторы доклада оценили состояние туристической отрасли в 20 наиболее привлекательных регионах России и проанализировали сильные стороны каждого субъекта.
«Среди успешных практик можно отметить Башкирию. Регион не относится к числу популярных курортных зон или туристических центров, но усилия властей позволяют постепенно наращивать турпоток. В Башкирии наиболее развита так называемая “австралийская модель” — отдых среди нетронутой природы. С целью стимулирования въездного туризма правительство региона разработало и реализовывает программу модернизации объектов придорожного сервиса. К 2024 году планируется открыть 1000 новых объектов (кемпинги, кафе, автозаправки и т.д.) и реконструировать 1000 уже действующих», — говорится в докладе.
Авторы исследования отмечают такие проекты, как открытие музейного комплекса в заповеднике «Шульган-Таш», посвященного одноименной пещере и найденным в ней наскальным рисункам. Кроме того, в регионе планируется создать Евразийский музей кочевых цивилизаций.
В отличие от Башкирии, в соседнем Татарстане упор в развитии туризма делается на культурно-историческую составляющую — объекты в Казани, древние крепости и национальную кухню.
«Развитие туристических направлений в России по-прежнему связано с крупными регионами, обладающими памятниками истории и культуры (Москва, Санкт-Петербург, Казань), либо уникальными природными условиями (Башкирия). Здесь власти субъектов осознают и используют имеющийся потенциал, но в остальных регионах до создания настоящей туристической инфраструктуры еще очень далеко», — утверждают авторы доклада.
Руководитель отдела «Event и специальных мероприятий» Центра развития туризма Башкирии Венера Нуриахметова в разговоре с РБК Уфа отметила, что развитие туризма в том или ином регионе зависит от исторических особенностей территории.
«Стратегия развития любой отрасли в экономике часто диктуется менталитетом региона, страны. Характерной особенностью башкирского народа являются отмеченные многими благородство и консерватизм. В отличие от жителей Татарстана башкиры менее предприимчивы и хватки, но более созерцательны и инертны. Именно этот момент я связываю с тем, что туристическая отрасль в нашей республике развивается от точки “красивая природа”. И только когда туристический поток уже начал набирать определенные показатели, мы начали отстраивать инфраструктуру. В настоящее время туристический бизнес Башкортостана раскачался и начал охватывать более широкий круг направлений: событийный, этнографический туризм», — считает Нуриахметова.
Эксперт по внутреннему туризму Рина Гринберг называет две самые сильные стороны республики в плане привлечения гостей — сеть санаториев и природные красоты.
«Сперва нужно разобраться, что мы называем развитием туризма. Если мы говорим о привлечении денег, то нужно развивать санаторно-курортное лечение. Основной денежный вал у нас идет в санаториях. Если мы говорим о росте турпотока, то в Башкирии действительно огромное количество природных достопримечательностей, на которых активно развивается туризм. С точки зрения увеличения потока эта история наиболее привлекательна. Кроме того, в активном природном туризме есть огромный мультипликативный эффект. Мы говорим “туризм”, а на самом деле подразумеваем десятки отраслей, которые работают на туристов, обслуживают их, где туристы оставляют деньги», — говорит Гринберг.
По мнению авторов доклада «Региональный туризм», в краткосрочной перспективе можно ожидать продолжения роста показателей внутреннего туризма. В этих условиях в выигрышной ситуации окажутся субъекты, предлагающие новый, оригинальный туристический продукт. В их числе Башкирия, Татарстан, Нижегородская область. При этом в долгосрочной перспективе турпотоки могут начать снижаться из-за падения благосостояния граждан, говорится в исследовании.
Как рассказала РБК Уфа профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева, несмотря на то, что у каждого региона есть свои сильные стороны, не нужно зацикливаться только на них.
«Никогда не нужно сосредотачиваться на чем-то одном. Мы видели, чем закончилось, когда туроператоры сосредоточились только на выездном туризме — границы закрылись и все рухнуло. Нужно развивать разные направления туризма. Но пробовать новое нужно осторожно. Я бы пошла по пути проведения конкурсов местных инициатив. Например, предприниматель сделал проект, регион выдает ему грант на развитие. Но сам регион не должен в это вписываться, каким бы ни был привлекательным проект. Потому что даже самые привлекательные идеи могут не сработать по сотне причин. Пойдут единичные инициативы, и тогда их можно масштабировать», — сказала Зайцева.
По мнению эксперта, беда российских туроператоров в том, что они пытаются «впихнуть все в один тур», когда туристам за один раз хотят показать максимальное количество достопримечательностей региона. За рубежом делают наоборот — показывают гостям один объект интереса и приглашают их посетить и другие места региона. Этот опыт стоит перенимать, говорит Наталия Зайцева.
Как сообщал РБК Уфа, в августе в Башкирии была утверждена Стратегия развития туризма на период до 2035 года. Согласно прогнозным показателям, объем туриндустрии в республике к 2025 году должен достигнуть 16,8 млрд рублей. Количество посетивших республику туристов к этому же времени может вырасти до 3,1 млн человек.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.
Авторы Теги Наиль Байназаров