Глава республики Радий Хабиров раньше любил называть «Башнефть» достоянием республики. Сейчас это выражение Радий Фаритович не использует, хотя Башнефть по-прежнему основной налогоплательщик и работодатель Башкирии. Однако драматичные события последних лет: пандемия коронавируса, вынужденное снижение добычи нефти в 2020 году и падение цен на «черное золото» привели к тому, что существенно сократились поступлениях от «достояния республики» в бюджет региона. Но в конце ковидного 2020-го ситуация начала выправляться.
Позитивная динамика сохранилась и в прошлом году, и вот на днях опубликована финансовая отчетность ПАО АНК «Башнефть» за 2021 год. Из отчетности видно, что выручка общества по РСБУ по сравнению с 2020-м выросла более, чем в полтора раза и вместо убытка в 23,55 млрд. рублей по итогам года, получена прибыль в размере 90,71 миллиарда, что не может не радовать.
Налог на прибыль в Российской Федерации составляет 20%, семнадцать из которых идет в региональный бюджет. В 2020 году прибыли у Башнефти не было, а значит не было и соответствующих налоговых поступлений. В 2021 году ситуация с налогом прибыль складывалась уже удовлетворительно.
Однако не ясен вопрос с дивидендами по итогам работы общества в 2021 году. Выплата акционерным обществом дивидендов, это его право, а не обязанность. Решит владелец контрольного пакета — Роснефть выплатить – будут дивиденды, а если не решит, то значит регион останется без этих денег.
С другой стороны динамика размера дивидендов, начисляемых Башнефтью, показывает снижение их размера на протяжении последних лет. Правда, по вполне объективным причинам снижалась и чистая прибыль в этот же период. Башнефть не благотворительная организация и ей необходимо решать свои производственные и коммерческие задачи.
Одной из главных проблем Башнефти, как известно, является наличие старых, истощенных и трудно извлекаемых месторождений. При этом качество башкирской нефти, и это тоже не секрет, значительно ниже западносибирской.
Правда Госсобрание республики осенью прошлого года приняло поправки в налоговое законодательство и дополнение в закон о налоговом вычете, дающие определенные льготы нефтяникам, что по мысли Минфина республики должно повысить конкурентоспособность нашего региона.
С другой стороны, никуда не делась экологическая нагрузка, которые дают предприятия «достояния республики».
По опыту прошлых лет судьбу дивидендов мы узнает в мае, когда совет директоров общества примет решение о созыве годового собрания акционеров.
Тогда же станет ясно в какой форме оно будет проводится: в очной или, например, дистанционно из-за пандемии. Очная форма не всегда комфортна для руководства и основных владельцев акционерных обществ, поскольку миноритарии часто задают острые и, порой, неприятные вопросы. Собрания Башнефти, когда они проводились очно, всегда этим и отличались. Ждать осталось не долго.
Николай ЧЕРНОВ