Башкирия планирует увеличить расходы на ЖКХ и сократить на медицину

В проекте бюджета на 2024 год доходы республики заложены почти без изменений к 2023 году, а расходную часть прогнозируют на 3% ниже


                    Башкирия планирует увеличить расходы на ЖКХ и сократить на медицину

Расходы бюджета Башкирии в 2024 году прогнозируются на уровне 298,9 млрд руб., что на 3% меньше ожидаемого исполнения региональной казны в 2023 году (308,2 млрд руб.), следует из проекта закона о бюджете на предстоящую трехлетку.

Башкирия в 2024 году планирует увеличить расходы на общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальный сектор, образование, культуру и кинематографию, а также обслуживание госдолга. В то же время сократятся траты региональной казны на здравоохранение, социальную политику, охрану окружающей среды, физкультуру и спорт, национальную экономику, национальную оборону и безопасность. Бюджет региона по-прежнему остается социально ориентированным.

Больше всего в процентном соотношении планируется нарастить к 2023 году расходы на ЖКХ — на 27%, до 26,06 млрд руб. Наиболее заметно сократятся траты на охрану окружающей среды — на 71%, до 577 млн руб.

Расходы по основным статьям бюджета на 2024 год с динамикой по сравнению с 2023 годом (по ожидаемому исполнению бюджета):

  • Образование: 78,2 млрд, +2%
  • Социальная политика: 67,6 млрд, -2%
  • Национальная экономика: 52,1 млрд, -17%
  • Здравоохранение: 28,9 млрд, -8%
  • ЖКХ: 26,06 млрд, +27%
  • Общегосударственные вопросы: 13,57 млрд руб., +11%
  • Межбюджетные трансферты: 10,5 млрд, -5%
  • Культура, кинематография: 10,5 млрд, +18%
  • Физкультура и спорт: 5,2 млрд, -38%
  • Обслуживание госдолга: 2,7 млрд, +40%
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 1,6 млрд, -20%
  • СМИ: 1 млрд, +3%
  • Охрана окружающей среды: 577 млн, -71%
  • Национальная оборона: 156,7 млн руб., -43%
  • Доходы бюджета республики прогнозируются на уровне 288,9 млрд, расходы — 298,9 млрд, дефицит — 10 млрд. Налоговые и неналоговые доходы планируются на уровне 218,2 млрд, безвозмездные поступления — 70,7 млрд руб. При этом по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета за 2023 год доходы казны вырастут всего на 0,01% (налоговые и неналоговые доходы вырастут на 5,1%, безвозмездные поступления сократятся на 12,8%), расходы сократятся на 3%. Дефицит казны уменьшится почти вдвое с 19,5 до 10 млрд руб.

    Расходы консолидированного бюджета запланированы на 2024 год на уровне 353,9 млрд, доходы — 343,9 млрд, дефицит — 10 млрд руб. Доходы казны к ожидаемому исполнению консолидированного бюджета за 2023 год вырастут на 1%, расходы сократятся на 2,5%.

    Опасения и ожидания

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Института экономики, управления и бизнеса Уфимского университета науки и технологий (ИНЭБ УУНиТ) Азат Таймасов отметил, что незначительный рост доходов бюджета, заложенный на 2024 год, говорит о том, что в налогооблагаемой базе республики в следующем году не ожидается существенных изменений, и, скорее всего, рассчитывать на возникновение новых источников пополнения региональной казны не придется.

    «Есть опасения, что ускорившаяся инфляционная спираль может подсократить доходы бюджета в реальном выражении. При этом заложенный дефицит в 10 млрд руб. в два раза ниже исполняемого бюджета за 2023 год, это означает повышение запаса прочности бюджетного финансирования дополнительных проектов в 2024 году. Разумеется, был бы наиболее приемлемым постоянный рост расходов на социальные нужды населения региона, между тем нельзя не учитывать колоссальные по региональным меркам расходы на здравоохранение за предшествующие пандемийные годы. В то же время, считая весьма оправданным вложения в спортивные юбилейные объекты за 2022-2023 годы, можно согласиться с некоторым снижением расходов по статье "Физкультура и спорт". При этом с резким сокращением по статье "Охрана окружающей среды" аж на 71% при любом раскладе бюджетного исполнения за предыдущие годы трудно согласиться. Только начатая в 2019 году мусорная реформа ждет серьезных региональных вложений для организации системной работы по сортировке и переработке мусора», — сказал эксперт.

    Магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета (РЭУ) им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили отметила, что по нормам бюджетного законодательства предельный уровень дефицита регионального бюджета не должен превышать 15% доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Заложенный в Башкирии дефицит на 2024 год является несущественным и значительно меньше допустимого уровня.

    «Башкирия имеет хорошие позиции с точки зрения инвестиционной привлекательности — функционируют ОЭЗ и несколько ТОСЭР, что позволяет привлечь капитал и увеличить налоговые поступления, несмотря на предоставляемые преференции. В качестве меры поддержки и стимулирования инвестиций Правительство РФ списало бюджетные кредиты 12 регионам, в том числе Башкирии в размере 1,8 млн руб. В целом на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция бюджетной консолидации, то есть большая часть доходов концентрируется в федеральном бюджете, а в дальнейшем перераспределяется между регионами. С точки зрения структуры расходов региональные бюджеты повторяют общегосударственную тенденцию наращения расходов социального блока и выполнения обязательств перед гражданами. В рамках реализации Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, утвержденной Правительством РФ год назад, Башкирия будет наращивать долю расходов на модернизацию ЖКХ и инженерных сетей. Кроме того, в рамках программы "Стимул" в 2024 году из федерального бюджета выделят дополнительно 750 млн руб. на развитие инфраструктуры. Некоторое сокращение расходов по разделу "Здравоохранение" связано в том числе со стабилизацией ситуации с заболеваемостью COVID-19», — отметила Валишвили.

    Доктор экономических наук, профессор БГАУ Расул Гусманов считает, что показатели бюджета вырастут и выровняются, так как доходы будут расти в том числе за счет реализации стартовавших в прошлые годы инвестпроектов, а инфляция будет замедляться.

    «Пока Минфин показывает почти нулевой рост по доходам в бюджете на следующий год, это не значит, что это будет именно так, это первоначальный прогнозный сценарий. Мы видим динамичное развитие в республике, запускаются новые производства, новые проекты, суммы впечатляющие. Республика сильно участвует в производстве оборонной продукции, и мы должны увидеть от этого хороший эффект, мы уже видим рост зарплат, но в дальнейшем будет еще большее улучшение ситуации. Сейчас в бюджете первичные показатели, думаю, еще до его принятия мы увидим корректировки в лучшую сторону. Думаю, в течение 2024 года мы увидим достаточно хорошие показатели по доходной части бюджета», — сказал он.

    По мнению Гусманова, сокращение ряда расходных статей бюджета связано с тем, что сейчас ставится задача «все для фронта, все для победы», кроме того, на бюджет влияет и спад пандемии коронавируса — этим эксперт объясняет снижение затрат на здравоохранение. В то же время он считает, что в случае возникновения новых вызовов республика найдет способы на них ответить за счет имеющихся резервов.

    Авторы Теги Анастасия Андреева
    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.