Башкирия оказалась на седьмом месте по поступлению федеральных средств

При этом по поступлениям в расчете на душу населения республика в топ-15 регионов не вошла

Башкирия оказалась на седьмом месте по поступлению федеральных средств

Башкирия по итогам 2021 года оказалась на седьмом месте среди регионов по объему поступления из бюджета РФ. За год федеральный центр перечислил республике 131,5 млрд руб. Это меньше, чем в 2020 году, когда Башкирия получила из федерального центра 154,1 млрд руб. Об этом говорится в исследовании РБК.

На первом месте по объему поступлений оказалась Москва — в прошлом году столица получила 295,7 млрд руб. На втором месте — Московская область, которой выделили 209,4 млрд руб. Тройку лидеров по поступлениям замыкает Дагестан — 167,7 млрд руб. На четвертом месте Краснодарский край — 162,3 млрд. Крым находится на пятом месте с показателем 154,9 млрд руб. На одну строчку Башкирию опережает Санкт-Петербург, который за прошлый год получит от федерального центра 150,7 млрд руб.

В пересчете объемов поступлений на душу населения Башкирия в первые 15 субъектов не входит. Здесь лидирует Чукотка, где на каждого жителя приходится 438,1 тыс. руб. трансфертов. На 15-м месте — Ингушетия с 71,9 тыс. руб. на каждого жителя.

Экономист Азамат Барлыбаев говорит, что общий размер отчислений из федерального бюджета не позволяет судить о целях этих трансфертов.

«Безусловно, объемы распределения федеральных средств не служат критерием для оценки уровня развития региона. Необходимо все-таки более детально изучать направления расходования средств федерального бюджета, оценить структуру этих перечислений. В случае с Дагестаном причина такого высокого объема перечислений может быть одна — например, очень высокие социальные расходы регионального бюджета, так как республика находится в лидерах по рождаемости. В случае с Башкортостаном это другая причина — например, активное участие региона в различных федеральных проектах, предполагающих конкурсное распределение бюджетных средств. Примером может быть создание научно-образовательного центра международного уровня», — сказал Азамат Барлыбаев.

В общую сумму входят поступления в бюджеты регионов из федерального бюджета и в региональные фонды обязательного медицинского страхования — из федерального фонда ОМС. Этим объясняются высокие позиции Москвы и Московской области — наиболее населенные регионы имеют самые большие бюджеты региональных фондов ОМС.

«Относительно Москвы, большое количество населения автоматически ведет к получению наибольших субвенций из ФОМСа. Эта цифра ничего не говорит том, богатый регион или бедный. Это скорее о корреляции между численностью населения и суммой поступлений. Также Москва получает средства из федерального бюджета за выполнение функций столицы. Из расчета по другим регионам тоже надо убрать средства ФОМСа», — рассказал РБК Уфа экономист Всеволод Спивак.

Гораздо более показательный пункт поступлений — это дотации региональным бюджетам, указывает эксперт.

«Из крупных поступлений регионам идут дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Грубо говоря, если в регионе бюджетных денег в расчете на одного жителя меньше, чем в общем по России, то из федерального бюджета выделяются дополнительные средства. Так, к примеру, в Башкирии уровень бюджетной обеспеченности в последнее время (на 2019 год) находится на уровне 0,8. В Татарстане он больше 1,2. Эти дотации не позволяют полностью сравнять бюджетную обеспеченность между регионами, но немного “подтягивают” аутсайдеров. Общая сумма дотаций, таким образом, является результатом низкого уровня обеспеченности, умноженного на количество населения», — говорит Спивак.

По словам эксперта, Башкирия находится в десятке самых дотационных регионов. Но это не говорит о том, что экономическая ситуация в республике сравнима, например, с Чечней, которая тоже входит в эту десятку. Крупные дотации говорят о большой численности населения республики и, соответственно, большей потребности в выравнивании бюджетов.

Директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре (Санкт-Петербург) Борис Жихаревич в разговоре с РБК Уфа отметил, что распределение федеральных ресурсов по регионам — это одна из отличительных особенностей российской политико-экономической системы.

«Да, действительно, у нас сложился такой федерализм, в котором большая часть ресурсов сначала аккумулируется, а потом раздается. Раздается по разным основаниям. Например, раздается сначала отстающим регионам, что зачастую не дает стимула к развитию, а ставит регион в положение, когда ему выгоднее просить, а не развиваться самому. Затем распределение идет уже по разным политическим мотивам. Из общих соображений считается лучше, когда большая часть ресурсов остается в регионе. Но и это — не абсолютная истина. Все-таки страна общая и нужно создавать некий общий ресурс, который так или иначе будет перераспределяться», — говорит Жихаревич.

Автор Наиль Байназаров
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.