Александр Матросов. Документально разоблачена ещё одна ложь о герое

Пожалуй, ни об одном герое Великой Отечественной войны не придумано столько мифов и небылиц, как об Александре Матросове. Но наша республика и здесь отличилась, став главным их инкубатором. Именно в Башкирии сочинили гипотезу о кунакбаевском происхождении героя, автором которой был партийный идеолог и журналист Рауф Насыров. А в качестве основного доказательства автор называл результаты московской экспертизы нескольких фотографий, заказанной газетой «Совет Башкортостаны» в конце 1989 года. Но недавно обнаружены архивные документы, позволившие установить, что при подборе материалов для этой экспертизы, была использована подложная фотография героя.

«Александр Матросов», Игорь Раздрогин, 1957 год

 

                                          Лукавый подбор фотографий

На экспертизу во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции СССР (ВНИИСЭ) газета «Совет Башкортостаны» направила четыре снимка, на которых по уверениям Насырова изображен Александр Матросов. Правда, Рауф Хаевич не стал прикладывать тюремную фотографию 1940 года.

Подлинный снимок Александра Матросова Рауф Насыров на экспертизу не отправил. Фото выполнено в Саратовской тюрьме в 1940 году. Предоставлено РГАСПИ

 

В качестве обоснования этого факта Насыров в своей книге «Откуда ты родом, Матросов» изложил путанную историю о каком-то пьянчуге из оврага уфимской Сутолоки, который усомнился в подлинности тюремного фото героя, а многоопытный Рауф Хаевич взял и поверил нетрезвому забулдыге, который при нем продолжал пить пиво. Партийный идеолог даже изменил фамилию персонажа из Старой Уфы и не указал никаких конкретных деталей.

— Не он, — коротко пишет Насыров, приводя в качестве доказательства эти слова «Василия Колпакова» в своей книге («Фамилия изменена – Р.Н.», Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 71). В общем, автор написал так, что и проверить нельзя.

Снова слово Рауфу Насырову («Откуда ты родом, Матросов», стр. 142-143):

«Перед специалистами был поставлен вопрос: один и тот же человек или разные люди изображены на фото № 1 и фото №№ 2-4».

На главном фото — № 1 снята группа жителей села Кунакбаево, среди которых находился ребенок — предположительно Шакирьян Мухамедьянов, якобы и ставший в последствии Александром Матросовым. Он отмечен крестиком, второй слева в первом ряду.

Коллективное фото жителей деревни Кунакбаево в 1932 году

Снимком № 4 была фотография, где по уверениям автора книги, курсанту Краснохолмского пехотного училища Александру Матросову только что вручили комсомольский билет.

Вручение комсомольских билетов в Краснохолмском пехотном училище 2 ноября 1942 года. (Р.Насыров «Откуда ты родом, Матросов», стр. 40)

А вот и ответ из столицы, полученный газетой в 1990 году:

«Заключение специалистов Московского научно-исследовательского института «…представленные фотоснимки являются репродукциями очень плохого качества. Необходимые для сравнительного исследования признаки лица, изображенные на № 1 (форма глаз, уха, рта, носа), не просматриваются. Антропологические точки на исследуемом фото проставить нельзя, что препятствует установлению относительных размеров элементов лица.

…можно сделать лишь вероятностный вывод о том, что на фото № 1 и фото №№ 2-4 изображено одно и тоже лицо.

Специалисты А.Гусев, Л.Кирсанова».

Этот зыбкий «вероятностный вывод» Р.Насыров и его апологеты называют главным доказательством тождественности личности Александра Матросова и Шакирьяна Мухамедьянова.

Примечательно, что Рауф Хаевич ни разу не публиковал саму экспертизу. Только цитировал несколько коротких выдержек.

 

Тюремное фото – подлинный снимок Александра Матросова

Но недавно нам удалось получить документы, доказывающие, что исходные материалы для той экспертизы были подобранны Насыровым некорректно. И, как полагаем, сделано это было намеренно, что в свою очередь ставит под сомнение результаты всей экспертизы 1989 года.

Мы более 15 лет занимается подвигом и биографией героя. Активную работу в этом направлении ведут также исследователи из других регионов России и, прежде всего Нина Дубовик из Ульяновской области. А недавно Нина Александровна и сотрудники Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) обнаружили почти забытую папку с материалами о герое.

И вот мы получили сканы этих бесценных материалов. Всего 130 листов. Ранее они хранились в Центральном архиве ВЛКСМ, а затем были переданы РГАСПИ.

Расскажем пока только о нескольких документах.

Первый: тюремный снимок Саши Матросова. Он хранился в Центральном архиве ВЛКСМ и в документах учреждения был зафиксирован как подлинный.

Поэтому историю с «Василием Колпаковым» можно считать преднамеренной выдумкой Насырова, либо болтовней пьянчуги из Старой Уфы, даже если и существовал его прототип.

Обратите внимание на высокое качество фотографии. Никакой ретуши и на снимке прекрасно видно, что у Саши славянская внешность. Он и считал себя русским.

Имеющиеся в интернете копии этого снимка имеют более низкое качество.

Второй: письмо Зав. Центральным архивом ВЛКСМ В.Шмиткова, направленное в тот же самый Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции СССР.

Дата письма 15.07.83, Исх. № 448-а.

Заведующий Центральным архивом просит проверить является ли курсант с комсомольским билетом Александром Матросовым и направляет на экспертизу обе фотографии: тюремную (подлинную) и ту, которая у Рауфа Хаевича числится под № 4.

Ещё в 1983 году Центральный архив ВЛКСМ направил на экспертизу во ВНИИСЭ фотографию вручения комсомольских билетов и подлинный снимок героя

 

Третий: «Заключение специалиста» Всесоюзного научно-исследовательского института судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, которое однозначно свидетельствует:

«Выявленные различия дают основания для вывода о том, что на представленных для исследования фотографиях изображены разные лица. Специалист Кирсанова Л.З.».

Без всяких «вероятно».

Дата: 22 июля 1983 г., Исх. № 663/5-08.

Заключения эксперта: курсант с комсомольским билетом и Александр Матросов — «разные лица»

 

Таким образом, один из четырех снимков, направленных на экспертизу газетой «Совет Башкортостаны» в 1990 году, однозначно не имеет никакого отношения к Александру Матросову и притянут за уши.

По воспоминаниям местных жителей в Краснохолмском пехотном училище было не мало уроженцев Средней Азии и этот псевдо-Матросов на снимке напоминает одного из них. К тому же фотография явно отретуширована.

Увеличенный фрагмент вывода эксперта

 

При этом уточним, что указанный снимок первоначально «всплыл» стараниями Ивана Шкандаревича, автора книги «Бессмертный подвиг Александра Матросова», где он навязывал собственную версию происхождения героя.

Мы и раньше не сомневались в подложности этой фотографии, а Нина Александровна Дубовик провела целое расследование и выяснила, что, помощника начальника политчасти Краснохолмского пехотного училища по комсомольской работе Аркадия Григорьянца, вручавшего комсомольские билеты, вероятней всего, использовали «в темную», когда сослались на него и опубликовали от его имени утверждение, что на снимке Матросов.

Тем более, позднее Аркадий Агалумович, уточнил, что Сашину роту в тот день, когда был сделан снимок, не фотографировали.

— При вручении комсомольских билетов 2 ноября – курсантов этого призыва не фотографировали, — дословно приводит слова Аркадия Григорьянца в своей книге «Все равно я стану человеком» Нина Дубовик.

А теперь найдены документы, подтверждающие этот подлог.

 

И «туман» не помог

За годы работы по теме Матросова мы неплохо изучили логику действий Рауфа Хаевича, когда он выстраивал кунакбаевскую гипотезу. И не сомневаемся, что Насыров читал эту папку в Центральном архиве ВЛКСМ и экспертизу 1983 года тоже видел и изучил.

К счастью папка в московском архиве сохранилась и не пропала подобно тому, как исчезло личное дело воспитанника Уфимской детской трудовой колонии Александра Матросова или сгинули документы на Шакирьяна Мухамедьянова из деревни Кунакбаево Учалинского района.

Уфимский историк Риф Аюпов со страниц «Советской Башкирии» ещё 14 апреля 1989 года обратил внимание на подозрительную цепь исчезновений документов о Матросове в Башкирии: «Как будто специально прошлись по следам Героя».

Но Москва – не Уфа! Не дотянулись руки.

Похоже, чтобы не пересекаться с экспертизой 1983 года, Насыров просто исключил тюремный снимок из числа фотографий направленных на экспертизу во ВНИИСЭ в 1990 году.

Признаем, предусмотрительно и осторожно работал Рауф Хаевич. И не зря. Эксперт в 1983-м и в 1990-м оказался один и тот же – Л.Кирсанова!

Для отсечения подлинного снимка Насыров, видимо, и придумал «Василия Колпакова» из оврага уфимской Сутолоки, попутно напустив «туман» в лице Аркадия Григорьянца и Георгия Базекина на странице 40 своей книги.

Мы не пожалели время и выяснили, что никакой отдельной «книжечки краеведа Г.К.Базекина», на которую ссылается Рауф Хаевич, в Национальной библиотеке Уфы нет, как нет её и в каталоге бывшей книжной палате РБ, а ныне филиале Национального архива республики, что располагается на Проспекте Октября, 129, а печатался автор, как пояснил нам авторитетный уфимский краевед Анатолий Чечуха, в бюллетене «Уральский следопыт» и иногда в газетах. Умер в 1989-м.

Действительно, одну публикацию о Матросове в «Советской Башкирии» за 21 февраля 1973 года мы нашли. И та с грубой ошибкой, свидетельствующей о том, что автор темой не владел.

А если бы книга Базекина действительно издавалась, то её экземпляры неизбежно должны были оказаться в Республиканской библиотеке им. Крупской и в Книжной палате Башкирской АССР. По-другому в советское время не могло быть в принципе.

— Обязательный экземпляр каждой книги присылался к нам в Книжную палату, — подтверждает Зульфия Сафиуллина, заведующая сектором Национального архива Республики Башкортостан.

…Что дальше? А дальше мы будем продолжать работать, удалять оставшиеся «белые пятна» в биографии Саши Матросова и доведем работу до её логического завершения. Залог этого – последовательная, непрерывная и настойчивая работа исследователей-единомышленников со всей страны и активная помощь наших граждан.

Александр КОСТИЦЫН

 

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.