Башкортостанское управление Федеральной антимонопольной службы выявило нарушение конкурентного законодательства при строительстве крытого катка «Сапсан Арена» в Кумертау. Поводом для возбуждения дела стали поступившие из прокуратуры материалы — надзорное ведомство установило, что республиканское Управление капитального строительства и строившее объект ООО «Акрополь» в 2015 и 2016 годах заключили договоры подряда без проведения торгов. Кроме того, стороны также подписали 11 допсоглашений, существенно изменивших стоимость контрактов и увеличивших сроки выполнения работ.
Средства на строительство арены выделило Фонду социальных целевых программ ПАО АНК «Башнефть» в рамках договора пожертвований. Фонд, Управление капстроительства и администрация Кумертау заключили ряд контрактов — в них предусматривалось, что фонд безвозмездно выполнит работы на объекте и передаст его администрации, а управление выступит заказчиком проектирования и ввода арены в эксплуатацию.
Было установлено, что заключению договоров подряда между Управлением капстроительства и исполнителем ООО «Акрополь» предшествовала просьба администрации Кумертау рассмотреть эту компанию в качестве генподрядчика по объекту. Соответствующее письмо было направлено в управление в июле 2015 года. А еще ранее, в апреле 2014 года, будущий подрядчик предоставил мэрии гарантийное письмо о том, что построит и сдаст объект в эксплуатацию в 2015 году. Таким образом, представители «Акрополя» уже в тот момент знали о том, что разрешение на строительство будет выдано, приходят к выводу в УФАС.
Городская администрация пояснила, что объект строился за счет внебюджетных средств, выделенных Фондом социальных целевых программ, а указанное письмо носило рекомендательный характер. Компания же заявила, что получила по заключенным договорам около 318,9 млн рублей, в то время как стоимость аналогичных объектов превышает 500 млн. Ответчики отмечали, что в связи с использованием благотворительных средств проведение конкурентных процедур не требуется, однако этот довод УФАС отклонило.
Истинным заказчиком объекта являлась городская администрация, а управление было наделено статусом заказчика «намеренно в рамках заключения антиконкурентного соглашения с целью обойти конкурентные процедуры», отметили в ведомстве. В УФАС также указали, что учредителем Фонда социальных целевых программ является АО «Региональный Фонд», единственным акционером которого выступает Минземимущества Башкирии. «Учитывая вышеизложенное, выбор подрядчика должен был быть осуществлен по результатам конкурентных процедур», — говорится в решении антимонопольщиков.
Гарантировавшее завершить работы в 2015 году ООО «Акрополь» сделало это лишь спустя четыре года, в 2019 году. При этом объект был сдан с нарушениями противопожарных правил, которые подрядчик устранил лишь в 2021 году после прокурорской проверки и возбуждения антимонопольного дела.
Комиссия пришла к выводу, что заключение прямых договоров с компанией было необоснованно, не позволило подписать более выгодный контракт и привело к ограничению конкуренции. Ведомство признало мэрию, управление и компанию нарушившими конкурентное законодательство. В связи с тем, что договоры уже исполнены, предписания об устранении нарушений им не выдадут.
Автор Наталья Балыкова