Более пятнадцати лет мы защищаем имя и подвиг Героя Советского Союза, нашего земляка Александра Матвеевича Матросова. Противостоим попыткам подменить уфимского парня его фальшивым «двойником» – вороватым сыном распутного деревенского пьянчуги из села Кунакбаево Учалинского района Башкирии Шакирьяном Мухамедьяновым. Параллельно с нами большую и напряженную работу ведут исследователи и краеведы других регионов страны. Прежде всего из Ульяновской области, где в Ивановском детском доме несколько лет воспитывался будущий герой.

Фальшивый брат
Главным «развенчателем» Александра Матросова ещё в 1980-х годах прошлого века выступил башкирский журналист и писатель Рауф Насыров, уроженец Учалинского района, утверждавший, что Матросов вовсе не Матросов, а Шакирьян Мухамедьянов, бесследно исчезнувший из родного села толи в 1920-е, толи в 1930-е годы.

Документов, подтверждающих свою гипотезу, Рауф Хаевич не предъявил никаких. Больше того, именно в тот период, когда он сочинял свою версию, таинственным образом исчезло личное дело воспитанника Уфимской детской трудовой колонии Александра Матросова и пропали документы на уроженца Кунакбаево Шакирьяна Мухамедьянова.
Ещё весной 1989 года кандидат исторических наук Риф Аюпов обратил внимание на подозрительную цепь исчезновений документов о Матросове в Башкирии: «Как будто специально прошлись по следам Героя», а саму версию Насырова назвал «Гипотезой, построенной на песке».
В ответ в июле месяце того же года учалинское начальство организовало в Кунакбаево сход граждан, который заклеймил Рифа Салиховича и образовал «компетентную комиссию, которой поручено продолжить это дело». А сам Насыров так осерчал на посмевшего перечить ему историка, что в своей книге «Откуда ты родом, Матросов?» переиначил фамилию Аюпова, обозвав Саляховым.
В качестве доказательств кунакбаевского происхождения героя автор доморощенной версии ссылался на милые его сердцу …«родники народной памяти». Правда воспоминания односельчан Шакирьяна противоречивы и часто вызывают откровенное недоумение.
Так они приплели даже цыганский табор, с которым башкирский парнишка, будто бы, ушел из села, чтобы стать затем Александром Матросовым.
Для придания достоверности своим вымыслам о кунакбаевском воришке Рауф Насыров назначил герою «родного брата» — Муртазу Юсупова и даже съездил к нему домой в Уфе.

Но Муртаза и его дети оказались порядочными людьми и не стали впутываться в «проект» Насырова. А ведь могли покривить душой и купаться в лучах ворованной славы.
Но Рауф Хаевич пыжился: про Муртазу: «Смахивает нос и лоб», про его дочь: «Вовсе вылитый Матросов».
И до сих пор в Кунакбаево пытаются пришить белыми нитками Муртазу к Матросову.
А теперь посмотрите на единственную подлинную фотографию будущего Героя Советского Союза Александра Матросова.
Выводы делайте сами.

Снимок предоставлен Российским государственным архивом социально-политической истории — РГАСПИ
Фото дочерей Муртазы можно найти в соцсети ВК. Мы их приводить не стали. Все-таки снимки носят сугубо частный характер, но сомневающиеся могут убедиться – типаж совершенно отличен от облика Матросова.
Муртаза Юсупов, которого Рауф Хаевич тщетно пытался назначить братом Александра Матросова, умер 9 июля 1999 года и похоронен в Уфе на Северном кладбище.

Кстати, дипломированный художник Насыров неоднократно «модифицировал» облик Матросова постепенно пририсовывая ему башкирские черты лица, «забывая» при этом указывать свое авторство.

Родина Александра Матросова – Ульяновская область
Ранее в своих публикациях об Александре Матросове мы уже рассказывали о неоднократно попадавшихся нам в печати воспоминаниях про его встречу по пути на фронт с двоюродным братом Дмитрием. Мимолетное случайное свидание произошло на одной из железнодорожных станций, где остановились военные эшелоны. Более конкретной информации в интернете об этом мы не нашли и казалось, что поиск каких-либо подробностей затянется надолго.
Но неожиданно выяснилось, что ульяновский исследователь и краевед Нина Дубовик, которая более десяти лет ведет напряженную поисковую работу по изучению биографии Александра Матросова, сумела выяснить основные детали того события зимы 1943 года.
От неё мы узнали полное имя двоюродного брата героя – Дмитрий Алексеевич Матросов. Нашла Нина Александровна и его фотографию.

— Фотографию получила от его сына Николая Дмитриевича Матросова из Жигулёвска вместе с его свидетельством, — сообщила нам Нина Дубовик.
Всмотритесь в снимок. На жителя башкирского села Кунакбаево Дмитрий совершенно не похож. Не поэтому ли в своих «изысканиях» Рауф Насыров не нашел ему места?
На сайте «Память народа» находим, что Дмитрий Алексеевич Матросов служил во время войны в 71-м районе авиационного базирования. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
Одного из своих сыновей после войны Дмитрий назвал Александром в честь своего знаменитого родственника. Любопытно, что его сын — Александр Дмитриевич Матросов отслужил три года матросом Балтийского флота. Так что мечта нашего земляка быть моряком исполнилась, пусть и через поколение.
Опубликовала Нина Александровна и фото русского моряка Матросова.

Отметим, что объем, проделанной ульяновскими исследователями и краеведами работы по уточнению деталей биографии Александра Матросова и выяснению его подлинного места рождения впечатляют.
Получены десятки письменных свидетельств и документов, получены документальные сведения о его родителях: отце – Матвее Ивановиче и матери Анне Николаевне.
Краевед Дубовик выяснила, что Александр Матросов родился 5 февраля 2024 года в селе Зин-Овраг, что находилось раньше в нынешней Ульяновской области.
Отец скончался за несколько месяцев до рождения сына, а мать умирая от туберкулеза и спасая маленького Сашу, которому не было и 6 лет, сама отвезла ребенка в Мелекесский детдом для малолетних детей № 26 и ушла в мир иной через девять дней после этого.
Александр Матросов, по воспоминаниям большого числа знавших его людей, был голубоглазым и светловолосым. И сейчас в тех краях живут Матросовы – многочисленные родственники героя по отцу и тоже, в своем большинстве, с голубыми глазами.
Готовые в любой момент пройти генетическую экспертизу на родство с героем. Кунакбаевцы, напротив, такого желания не изъявляли не разу.
В июне 2022 года мы приезжали в Кунакбаево, провели там пару часов. Темноволосые, черноглазые и кареглазые доброжелательные местные жители. Голубоглазых не встречали. Это и не удивительно, поскольку и сейчас 97% проживающих в селе – башкиры.
При работе над материалом мы узнали, что если до войны у башкирки в Учалинском районе, вдруг, появлялся голубоглазый ребенок, то это получало огласку и осуждение: «Нагуляла» от русского или татарина».
Довоенное башкирское общество в Учалах оставалось традиционным. Но в Кунакбаево подобные эпизоды не отмечены.
14 сентября 1943 года газета «Красная Башкирия» опубликовала несколько писем однополчан Матросова, присланных с фронта, в которых его описывают как голубоглазого и светловолосого. Приводим одно из них.

Кстати, не курил и не крал Сашка в отличие от Шакирьяна, который по воспоминания односельчан воровал чуть ли не с пеленок и тем жил.
«Символ справедливости»
В далеком уже 1993 году Рауф Насыров попытался закрепить свои выдумки судебным решением. Но потуги оказались тщетными.
В своей книге «Откуда ты родом, Матросов?» он объяснил отказ Учалинского суда рассмотреть дело о признании Александра Матросова Шакирьяном Мухамедьяновым тем, что «у суда не хватило смелости. К тому же выступила «Советская Россия» — испугаешься».
Но дело в другом. Принятие подобного заявления к рассмотрению в Башкирии, означало бы для местных судов превышение их полномочий, поскольку личность Матросова была уже подтверждена в 1967 году Верховным судом России, отменившим ему приговор за нарушение паспортного режима. Причем судебный процесс был тогда инициирован Прокуратурой СССР после попытки башкирского писателя Анвера Бикчетаева представить Сашку матёрым вором-гастролером.

Сторонникам кунакбаевской гипотезы мы не раз предлагали обратиться непосредственно в Верховный суд страны для пересмотра дела Матросова «по вновь открывшимся обстоятельствам» и предъявить там свои «доказательства».
Только Верховный суд России, ранее рассматривавший дело Матросова, вправе дать оценку «доказательствам» Рауфа Насырова и принять законное решение. Иного не дано ни по Конституции, ни по законам Российской Федерации. В том числе, по этой причине суды республики не стали подставляться ради «проекта» Насырова, найдя в рахимовские времена аккуратные формально-юридические основания для отказа.
А подвел Сашку «под статью» в Саратове один не меру ретивый милиционер по фамилии …Насыров. Но в книге Рауфа Хаевича «А.Матросов: Поиск истины», изданной в 2007 году, фигурирует уже сержант по фамилии …Андреев. И не придерешься, поскольку это «документально-художественная повесть», а значит вымысел автором допустим.
Но какое отношение к реальной судьбе нашего земляка имеют вымыслы партийного идеолога Насырова?
Рауф Хаевич был, разумеется, осведомлен о процессе в Москве в 1967 году и поэтому спешил в лихие 1990-е «протолкнуть» дело в рахимовской Башкирии. Но председатель Учалинского райсуда Аймара Шакирова, которая рассматривала дело в феврале 1993-го, проявила принципиальность и, также, как позднее председатель Верховного суда Республики Башкортостан Булат Тлякбирдин, не пошла на поводу у Насырова.

Нам удалось найти фото Аймары Ахмедьяновны, которую в районе, оказывается, называют «Символ справедливости». Полностью согласны!

Верховный суд Башкирии не пошел на поводу у националистов
Существовавший в Учалах в 1990-е и начале 2000-х националистический «Совет аксакалов» несколько раз обращался в районный и Верховный суд Башкирии с требованиями «о признании тождества личностей А.Матросова и Ш.Мухамедьянова». Однако председатель ВC РБ Булат Тлякбирдин летом 1993 года сообщил руководителю «совета аксакалов» Рамазану Нигматуллину, сославшись на ГПК РФ, что подобного рода дела не подлежат рассмотрению в судебном порядке поскольку «не ведут к изменению или приостановлению личных или имущественных прав».

Рисковал Булат Габидуллинович… Но против совести и правды не пошел, найдя формальный предлог для отказа. Впрочем, он всегда поступал по совести. Даже работая в шакировском обкоме зав. отделом административных органов, где «не испачкался», когда там фабриковали грязное «дело Сафронова и Дорохиной».
А как же Великие Луки, городе, где похоронен наш земляк?
— Версию о Шакирьяне мы даже не рассматриваем, — сообщила нам по телефону 1 февраля 2025 года Елена Кондратович, заведующая великолукским Центром патриотических инициатив имени Героя Советского Союза А. Матросова.

И в предыдущих наших беседах с историком Елена Павловна неизменно подчеркивала: «Никаких сомнений в личности Александра Матросова у нас нет и никогда не было»!
Александр КОСТИЦЫН
Евгений КОСТИЦЫН