Ложка дегтя в бочке бензина. Нежданный плагиат от Энгеля Зайнетдинова

Более десяти лет мы занимаемся башкирской «нефтянкой» военного периода. Изучаем архивные документы того времени как в Национальном архиве Республики Башкортостан, так и заказываем материалы в Москве. А дело это не только трудоемкое, но и совсем не дешёвое в прямом — денежном смысле, которое каждый год обходится нам в десятки тысяч рублей. Но желание разобраться и выстроить истинную картину происходившего в суровое военные годы в нашем регионе все же доминирует и определенных результатов мы достигли.

Энгель Ахметович Зайнетдинов, Национальный музей Республики Башкортостан

Так нам удалось выяснить конкретные объёмы произведенного в Башкирии горючего в грозные военные годы, попутно разоблачив один из самых популярных мифов о том, что каждый второй-третий танк и самолет Красной армии, якобы, заправлялся топливом, выработанном на башкирских НПЗ.

Установили номенклатуру, производимой и поставляемой в Красную армию и народное хозяйство продукции УНПЗ и предприятий Ишимбайского комплекса.

В частности, документально выяснили, что дизтопливо для Красной армии Башкирия не поставляла совсем, что объяснялось высоким содержанием в ней серы, которая могла вывести из строя двигатели танков Т-34, КВ и ИС.

Поэтому Государственный комитет обороны (ГКО) ни разу не ставил башкирским заводам задания по производству дизтоплива, а Башкирский обком не отчитывался о его поставках в Красную Армию.

Основной объем дизтоплива для РККА, как мы установили, производили тогда в Баку и Грозном. Выручили и довоенные запасы солярки, обеспечение которой в РККА во время войны даже не лимитировалось. Поэтому башкирское топливо могло идти только для легких,типа Т-60 и Т-70, и старых моделей танков с бензиновыми двигателями.

Наладить технологию получения качественного малосернистого дизтоплива в годы войны в Башкирии так и не удалось. Солярка, разумеется, производилась у нас как неизбежный продукт перегонки. Но она не пропадала и широко использовалась в народном хозяйстве.

Выяснили также, что авиационный бензин в Башкирии выпускали только в Уфе и им заправлялся в лучшем случае каждый двадцатый самолет ВВС Красной Армии.

Основной объем производимой в годы войны нефтепродукции в Уфе и Ишимбае приходился, оказывается, на мазут и битум, в которых остро нуждались предприятия страны. Башкирские заводы стали основными поставщиками этих продуктов для промышленности Урала и Сибири.

Разумеется, не одни мы пишем в Башкирии о военной «нефтянке». Но нам всегда казалось, что в деле установления истины между разными авторами не может быть каких-то недоразумений. Назовем их так. Но с большим сожалением мы столкнулись с фактами откровенного плагиата.

Речь идет об Энгеле Ахметовиче Зайнетдинове, кандидате экономических наук, который уже много лет публикуетматериалы о башкирской «нефтянке».

В СМИ республики он позиционируется чуть ли не самым авторитетным специалистом по нефтяной отрасли Башкирии военного времени. Правда, по нашему мнению, до недавних пор этот автор пользовался в основном вторичными источниками. Мы не будем оценивать его работы, только отметим, что их не используем, поскольку опубликованное Энгелем Ахметовичем для нас научного интереса не представляет. Пользуемся мы в основном архивными документами, то есть первичными источниками.

Напротив, г-н Зайнетдинов использует наши материалы, не делая при этом надлежащих ссылок, что называется нехорошим словом «плагиат».

Так в № 7 журнала «Ватандаш» за 2022 годим была размещена статья «Ратные подвиги башкирских нефтяников», где Энгель Ахметович на стр. 31 приводит без указания авторства сведения о производстве бензина нефтепереработчиками Башкирии во время войны.

Но указанные Э.Зайнетдиновым в статье цифры были рассчитаны лично мной на основании архивных данных – Национального архива РБ (материалы Башкирского обкома ВКП (б) и переписка заводов) и Российского государственного архива социально-политической истории – РГАСПИ (прежде всего документы ГКО СССР).

Впервые эти цифры в статье «Башкирским нефтяникам во время войны помогала вся страна» мы опубликовали на сайте «Собкор02» ещё 21.06.2020. За два года до публикации Зайнетдинова. Ссылка 

Авторы: Александр Костицын и Евгений Костицын.   Зайнетдинова там нет!

Таже статья была опубликована в бумажном варианте в газете «Час пик»: «Нефтяной край», «Час пик» № 25 (707) 24.06-1.07.2020. Авторы: Александр Костицын и Евгений Костицын.     Зайнетдинова там тоже нет!

Все эти материалы я лично искал, заказывал, оплачивал и получал из архивов, а расчет производства бензина во время войны был отдельной трудоемкой, многолетней и затратной в финансовом плане работой. Дело в том, что нужные сведения фрагментированы в разных архивах, фондах, описях и делах.

Энгель Зайнетдинов не имеет к этому никакого отношения. Он даже не сможет объяснить из чего складываются цифры производства горючего во время войны, поскольку все исходные материалы находятся у меня.

Добавлю, что сам я являюсь специалистом по системному анализу и кандидатом технических наук.

Вместе с соавтором – Евгением Костицыным нами опубликована серия материалов о башкирской «нефтянке» военного периода и все эти публикации основаны, прежде всего, на первичных документах – то есть на архивных материалах.

Эти публикации о работе нефтяной промышленности Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны можно найти на сайтах «МК в Башкортостане», «Собкор02», «Агитмедиа02», «Медиакорсеть» и других. Также как печатались они в газетах «МК в Башкортостане», «Час пик» и других.

Поэтому в сентябре 2022 года я был вынужден обратиться к главному редактору журнала «Ватандаш» Рашиде Магадеевой и попросил её объяснить постоянному автору журнала «Ватандаш» Э.Зайнетдинову, необходимость корректного и уважительного отношения к труду других авторов. Приложил бумажную копию упомянутой газеты «Час пик». Ответа не получил.

А недавно обнаружил ещё одну публикацию Зайнетдинова, где он вновь выдал наши данные за свои.

22 июня 2022 года на сайте «РесБаш» была размещена статья Энгеля Ахметовича «Немецкий самолёт-разведчик над Черниковкой. Правда о башкирской нефти военной поры, перемешанная с легендами».

В ней Энгель Ахметович снова без всяких ссылок привел конкретные сведения о производстве бензина нефтепереработчиками Башкирии во время войны. Ссылка

К сожалению, я увидел эту статью только недавно. Причина, повторюсь, состоит в том, что публикации Энгеля Ахметова в научном плане для нас интереса не представляют.

В статье, размещенной на сайте газеты «Республика Башкортостан», Э.Зайнетдинов пишет:

 «Всего за годы войны было получено 1,3 млн тонн авиационного и автомобильного бензина — 6, 5 процента от их производства в стране, в том числе на Уфимском НПЗ — 0,78 млн, на Ишимбайском — 0,52 млн тонн. Так что легенды о каждом третьем танке и самолете, заправленных башкирским горючим, не имеют под собой реальной основы».

Но впервые, повторюсь, именно эти цифры и выводы мы опубликовали на сайте «Собкор02» ещё   21.06.2020.

И про производство толуола в Башкирии мы тоже написали первыми там же. Ранее о производстве этого важнейшего и дефицитного во время войны продукта в Башкирии не писал никто. В том числе Зайнетдинов.

Пороха — отдельная большая тема, которой Энгель Ахметович явно не владеет, поскольку, взяв за основу наш текст, исказил смысл и историческую правду и вместо «внесли посильный, но бесценный вклад», написал «внесли огромный вклад».

Но дело в том, что в Башкирской АССР не было мощностей и сырья для «огромного вклада», но что смогли наши труженики тыла, то и сделали. В этом и заключается их «посильный, но бесценный вклад».

Тем самым Зайнетдинов ввел в заблуждение и читателей газеты «Республика Башкортостан».

Я не касаюсь фактических ошибок, которые, на мой взгляд, имеются в статье Зайнетдинова. Пусть с ними он сам и разбирается.

На сайте газеты «Республика Башкортостан» написано: «При использовании материалов гиперссылка на сайт resbash.ru обязательна», то есть редакция газеты уважает себя и своих авторов. Но необходимо точно также относиться и к другим — «чужим» авторам, которые вложили в материалы свой труд, время и деньги.

Для того, чтобы не выводить произошедшее в публичную сферу (всё-таки Энгелю Ахметовичу скоро исполнится 87 лет), я письменно попросил главного редактора газеты «Республика Башкортостан» Гюзель Набиеву объяснить постоянному автору издания Э.Зайнетдинову, необходимость корректного и уважительного отношения к труду других авторов, а также сообщить мне о принятом ей решении. Мое обращение было вручено адресату курьером 20.08.2024. Ответа я тоже не получил.

Почему, не понятно, поскольку Зайнетдинов подставил, не только себя лично, но и главную газету республики.

Теперь будем отслеживать публикации Зайнетдинова и принимать предусмотренные законом меры, вплоть до обращения в суд.

Не обессудьте, Энгель Ахметович.

Александр КОСТИЦЫН, кандидат технических наук

 

 

 

 

Comments (0)
Add Comment