Суд первой инстанции не нашел оснований для признания мнимыми сделок между двумя компаниями Александра Никитина
Конкурсный управляющий ООО «Чекмагушевский молочный завод» («Чекмагушмолзавод») Рустэм Саитгареев оспаривает сделки банкрота на 100,1 млн рублей. По его мнению, незадолго до банкротства компания выводила средства путем притворных сделок с аффилированными лицами, в том числе с ООО «Сабинский молочный комбинат» в Татарстане. Обе компании были подконтрольны уфимскому предпринимателю Александру Никитину.
Арбитражный суд Башкирии отказался признавать взаимосвязанными и недействительными договоры о покупке имущества «Чекмагушмолзавода» на 100,1 млн рублей. Конкурсный управляющий подал апелляционную жалобу на это решение. 18-й арбитражный апелляционный суд планирует рассмотреть заявление Саитгареева 5 июля.
Как следует из материалов дела, во время конкурсного производства управляющий обнаружил, что в конце 2017 года между Чекмагушевским и Сабинским молочными комбинатами был заключен договор купли-продажи имущества, по которому Сабинский комбинат заплатил Чекмагушевскому 100,1 млн рублей. Спустя два месяца покупатель продал часть имущества третьему лицу — ООО «Урта Саба».
По мнению Рустэма Саитгареева, на самом деле стороны ничего не покупали и не продавали, а движение денежных средств было формальным. В частности, управляющий указывает, что незадолго до этого Чекмагушевский комбинат сам переводил Сабинскому комбинату деньги по другим мнимым сделкам. На оплату этих договоров шли в том числе кредитные средства, полученные «Чекмагушмолзаводом» в Альфа-Банке и Россельхозбанке. Таким образом, конкурсный управляющий полагает, что Сабинский комбинат платил Чекмагушевскому комбинату его же деньгами.
Управляющий также считает, что заключение договоров «было призвано обеспечить легализацию вывода денежных средств и осуществление контроля над имуществом должника». К тому же сделки заключались в трехлетний «период подозрительности» до начала банкротства предприятия.
Суд эти доводы не убедили. В материалах дела, в частности, есть первичные бухгалтерские документы, которые подтверждают факты передачи имущества и денежных средств. Кроме того, представители Сабинского комбината указали, что предприятие действительно ведет деятельность, не является убыточным (объем основных средств на 2018 год превышал 500 млн рублей) и даже было награждено знаком «Лучший продукт». По мнению суда, не указывает на мнимость сделок и тот факт, что Сабинский комбинат незадолго до спорной сделки получал деньги от Чекмагушевского завода.
«Из выписок по счетам ООО “Сабинский молочный комбинат” следует, что у него имелись самостоятельные источники финансирования помимо денежных средств, поступавших на его счета от ООО “Чекмагушмолзавод”. В этой связи денежные средства после поступления на счет ООО “Сабинский молочный комбинат” обезличивались и расходовались последним по своему усмотрению. В частности, денежные средства направлялись на выплату заработной платы», — говорится в определении.
И наконец, суд опроверг довод о том, что и чекмагушевское, и сабинское предприятия были подконтрольны одному лицу — Александру Никитину. Это не противоречит нормальным рыночным отношениям между двумя юрлицами, делает вывод суд.
Как сообщал РБК Уфа, ранее руководство другой компании бизнес-империи Никитиных заподозрили в выводе средств перед банкротством. Конкурсный управляющий АО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов» Екатерина Боин потребовала признать недействительными сделки предприятия на 60,4 млн рублей. Дюртюлинский комбинат заключал договор с неким ООО «Партнер плюс» в 2017 году.
В январе 2023 года Советский районный суд Уфы вынес приговор 39-летнему Александру Никитину, владельцу группы компаний «Агрохолдинг “Башмилк”». Его признали виновным в невыплате зарплаты и уклонении от уплаты кредитов и приговорили к штрафу в 1,1 млн рублей. Предпринимателя сразу освободили от наказания ввиду того, что Никитин во время следствия содержался в СИЗО и под домашним арестом. Прокуратура Башкирии заявила, что намерена обжаловать приговор.
Авторы Теги Наиль Байназаров