Башнефть и бюджет Башкирии – время задуматься

Глава республики Радий Хабиров раньше часто любил называть «Башнефть» достоянием республики, что соответствовало реальности. АНК и сейчас главный налогоплательщик, и работодатель в Башкирии. Однако пандемия коронавируса, начавшаяся в прошлом году, падение спроса на нефть и вынужденное снижение её добычи привели к тому, что ведущий статус компании в республике несколько «потускнел» и это серьезно отразилось на поступлениях в бюджет республики.

Согласно отчетности по РСБУ, опубликованной на сайте АНК, её выручка в 2020 году упала по сравнению с 2019 годом на 39 процентов с 702 миллиардов рублей до 428, а вместо чистой прибыли за 2019 год в размере 49 миллиардов рублей, в 2020-м получен убыток – 23,5 миллиарда. А раз прибыли нет, то нет и соответствующего налога, 17% которого из двадцати шло в республиканский бюджет.

Под вопросом и дивиденды, поскольку выплачиваются они обычно из прибыли за отчетный период – в данном случае за 2020 год. Если она не получена, то можно взять из прибыли прошлых лет. Весь вопрос в том, нужно ли это Роснефти? Выплата дивидендов это право, а не обязанность акционерного общества. Правда, в соответствии с уставом общества оно обязано выплачивать дивиденды в размере 10 процентов на одну привилегированную акцию номиналом 1 рубль, а у республики именно они и имеются. Вот и сравните возможные 10 копеек и 107,81 руб. на одну ценную бумагу начисленных за прошлый год.

В числе акционеров АНК много физических лиц – бывших работников Башнефти, уфимских НПЗ и Башкирнефтепродукта, которые успели привыкнуть к солидным дивидендным выплатам родного предприятия. Любопытно посмотреть, как пройдет годовое собрание АНК. Правда на этот год продлена возможность проведения годовых собраний в заочной форме и возможно этим воспользуются. Конечное решение примет Роснефть как основной владелец.

По сообщениям СМИ, из-за договоренностей в рамках ОПЕК+, добыча нефти нашим «национальным достоянием» в прошлом году упала на 30,7% до 13,1 миллионов тонн, что сделало ее лидером снижения добычи среди дочерних компаний Роснефти. И в этом тоже ничего удивительного нет.

Башнефть имеет много старых, истощенных и трудно извлекаемых месторождений. Да и качество башкирской нефти значительно ниже западно-сибирской. Так, например, содержание серы, в башкирской нефти почти в три раза выше, больше других примесей, в том числе агрессивных. Такую нефть объективно сложнее перерабатывать, от неё больше изнашивается оборудования, сильнее негативное воздействие на окружающую среду, выше себестоимость переработки. Поэтому с точки зрения бизнеса, всё произошедшее с Башнефтью в 2020 году вполне рационально и объяснимо, в том числе и закономерное снижение низко маржинальной добычи. Роснефти сейчас хватает сибирской нефти. Бизнес есть бизнес. Кстати, Роснефть согласно её отчетности закончила 2020 год с чистой прибылью в 147 миллиардов рублей.

4 марта ОПЕК сняла часть ограничений для России, но это не будет означать автоматического восстановления добычи «черного золота» в Башкирии. Кроме того, не исключено, что прошлогодние вынужденные решения явились своего рода стимулом для ревизии качества, добываемой в республике нефти.

Видимо понимает это и руководство Башкирии. Явно не случайно в конце прошлого — начале этого года появились разговоры о создании сети малых нефтяных компаний в республике, которые должны заняться добычей и переработкой нефти из малых месторождений, которые не интересны Башнефти. Назывался и планируемый к 2025 году объем добычи – 1 миллион тонн в год, а малым компаниям передадут 20 небольших месторождений.

Что ж, дело хорошее и нужное, но даже если указанные цифры и будут достигнуты, это не станет эквивалентной заменой снижению добычи Башнефтью. Поэтому значение малых компаний переоценивать не стоит. Но в местах нефтедобычи работают жители нашей республики, которые для многих семей в сельской местности являются единственными кормильцами. И вряд ли их всех возьмут на работу в новые малые предприятия. Останется ехать вахтовиками в дальние края, оставляя там подоходный налог и сборы во внебюджетные фонды.

В Уфе сейчас работают четыре нефтеперерабатывающих предприятия – УНПЗ, Новойл, Уфанефтехим и Уфаоргсинтез. Занимают они огромную территорию в Черниковке, что само по себе затратно, исторически и технологически связаны между собой. Ещё в 2000-е среди специалистов шла активная дискуссия в СМИ о том, что целесообразно снести эти предприятия и построить на их месте один компактный экономичный завод, основанный на современных технологиях. Препятствием этому назывался тогда неизбежный резкий всплеск безработицы в Уфе, к чему никто не был готов. Но в то время уфимские НПЗ находились в руках республики, руководство которой отвечает за социальное благополучие региона, а сейчас в частных.

Роснефть и Башнефть — производственные и коммерческие, а не благотворительные организации и если отстать от научно-технического прогресса и современных технологий, то и продукция наших заводов станет со временем неконкурентоспособной. Эту дилемму неизбежно придется рано или поздно решать, чтобы не получилось, как с Химпромом, который, из-за отсталой технологии, разорился, оставив после себя руины и отравленную землю.

Рентная экономика Башкирии, а такой она, к сожалению, стала по факту в последние годы, объективно не устойчива и не имеет перспектив. Сложно начался и текущий финансовый год. В понедельник 15 марта премьер министр Башкирии Андрей Назаров рассказал, что налоговые и неналоговые поступления за январь-февраль снизились на 17%, что было вызвано снижением поступлений от акцизов, в основном нефтепродуктов на 20,2% и падением налога на прибыль организаций на 26,4%.

Поэтому только ломка бюрократических барьеров, реальная реструктуризация региональной экономики и развитие малого бизнеса позволит минимизировать риски из-за колебаний сырьевых рынков. А с Башнефтью и Роснефтью нужно тесно работать, помогать им, вникать в их проблемы, а не сидеть на заседаниях совета директоров и собраниях акционеров и ждать дивидендов, как манны небесной. Время свадебных генералов давно прошло. Тогда и у нефтяников появится стимул вкладывать в республику больше денег.

Евгений КОСТИЦЫН

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.