Участники рынка считают монополизацию наружной и электронной рекламы противоречащей закону
Рекламные компании Башкирии обратились к руководству республики и города с просьбой поддержать протест участников рынка против создания «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений». Создание такой федеральной организации предусмотрено поправками в закон «О рекламе», принятыми Госдумой в первом чтении 15 июля 2022 года. Об этом говорится в сообщении «Союза операторов наружной рекламы», распространенном 29 июля.
По мнению авторов обращения, передача полномочий по размещению всей цифровой наружной и интернет-рекламы в России в руки одного оператора противоречит закону. Единый оператор не только получит монопольные права, но и сможет диктовать условия размещения рекламных конструкций в регионах и вмешиваться в содержание рекламных сообщений, считают авторы.
«Остальные участники рынка наружной рекламы, давно выполняющие свою работу, потеряют возможность формирования качественной адресной программы. У регионов будет изъято ключевое полномочие — планирование схемы размещения рекламных конструкций, что фактически создает прецедент вмешательства коммерческой компании в полномочия органов власти по формированию обличия города. Кроме того, органы местного самоуправления будут обязаны согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций, а также их содержание (включая социальную и политическую рекламу) с единым оператором», — говорится в обращении «Союза операторов наружной рекламы».
Как сообщает РБК, предлагаемые поправки в закон «О рекламе» вызвали неоднозначную реакцию в Госдуме. При голосовании 15 июля проект поддержали лишь 59% депутатов, 21% выступили против.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, законопроект будет доработан ко второму чтению. Председатель нижней палаты парламента призвал поддержать инициативу. По его мнению, документ позволит вытеснить с отечественного рынка компании из «недружественных стран» и защитить национальные интересы.
«Ко второму чтению мы будем делать все для того, чтобы отечественный бизнес не пострадал, а, наоборот, получил дополнительные преференции, потому что зарубежные компании, представляющие недружественные государства, рынок захватили. А этот рынок достанется теперь нашим российским компаниям», — сказал Володин.
Директор уфимского филиала компании Gallery, один из подписантов обращения против законопроекта Олег Левин сообщил РБК Уфа, что документом предлагается создать фактически монопольный рынок, а других участников поставить в неравные условия.
«Законопроект создает монополиста на рынке. Одному единому оператору отдают права на размещение наружных цифровых конструкций сроком на 30 лет без проведения торгов и получения разрешений по схеме, которую разрабатывает сам оператор. То есть по всей России, в тех местах, где он захочет, он сможет устанавливать свои конструкции. Местные власти при этом могут только оказывать содействие при подключении конструкций к электропитанию — и все. То есть у местных властей отбирается право решать, где какую рекламу ставить», — сказал Левин.
Документом предлагается выбирать единого оператора из числа самих рекламных компаний, пояснил представитель рынка. А это означает, что коммерческая организация фактически получит часть полномочий органов местной власти, что противоречит закону.
«То есть одна коммерческая структура становится и единым продавцом рекламы, и тем органом, который решает, где эту рекламу поставить», — говорит Левин.
Директор филиала Gallery также опроверг появившуюся в соцсетях информацию, что петиция представителей рекламной отрасли была инициирована местными властями, которые опасаются потерять контроль за городским и региональным рынками рекламы. По словам Олега Левина, местные операторы и власти выступают консолидированно в своей негативной оценке законопроекта, так как он наносит ущерб как рекламному рынку в лице операторов и рекламодателей, так и местным властям, которые утратят свои полномочия и потеряют доходы в местные бюджеты. За последние пять лет Уфа заработала на этом 450 млн рублей, отметил собеседник.
Несостоятелен и довод о том, что региональные рекламные рынки контролируются иностранными лицами, сказал эксперт. Большинство представителей отрасли — это местные компании, субъекты малого и среднего бизнеса.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.
Авторы Теги Наиль Байназаров