Прокуратура обнаружила в требованиях Минэкологии республики признаки ограничения прав бизнеса
Недропользователям в Башкирии разрешили не вкладывать средства в социально-экономическое развитие районов, в которых они работают. Министерство природопользования и экологии республики в начале февраля внесло поправки в свой приказ от 2019 года, которым были установлены критерии заключения соглашений «о соблюдении социально-экономических и экологических интересов населения». Соглашения заключались между муниципалитетами и компаниями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых. Изменения были приняты после протеста прокуратуры Башкирии, внесенного министерству в конце 2022 года, сообщил источник РБК Уфа.
В приказе Минэкологии говорится, что муниципалитет в целях соблюдения интересов местных жителей должен заключать с недропользователями соглашения, в которые должны быть включены минимум три условия из девяти. В прежней редакции документа недропользователь должен был:
В новой редакции документа из него исключили три опции — обязательства по строительству перерабатывающих мощностей в районе, привлечению местных компаний в качестве подрядчиков и вложению средств в реализацию местных программ развития.
В Минэкологии республики РБК Уфа сообщили, что внесенными поправками не исключается сама возможность заключения соглашения.
«Соглашение заключается с учетом территориальной специфики муниципального образования (величина имеющегося промышленного и кадрового потенциала, особенности ведения сельского хозяйства, доступность транспортной инфраструктуры, природно-климатические условия, наличие энергосырьевых ресурсов, состояние окружающей среды) при взаимном согласии недропользователя и органа местного самоуправления. В соглашении могут предусматриваться и другие критерии соблюдения социально-экономических и экологических интересов населения», — сообщили в Минэкологии.
Руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин полагает, что протест прокуратуры против некоторых положений был внесен правомерно. По словам юриста, обязательство компании создавать производственные мощности на определенной территории и вкладывать в развитие муниципалитетов может противоречить праву бизнеса на свободное распоряжение собственными средствами. А ограничение в выборе подрядчиков и поставщиков противоречит антимонопольному законодательству.
«В свою очередь, заключение соглашения с местной администрацией не является условием для получения лицензии на пользование недрами. Необходимость исполнения недропользователем своих социальных обязательств установлена законодательством РБ. Несмотря на социально-значимый характер ранее изложенных в приказе критериев, получение права на пользование участками недр местного значения ограничивалось дополнительными условиями, которые не предусмотрены федеральным законодательством», — говорит Никитин.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров считает, что в требовании заключать соглашения между муниципалитетами и недропользователями сложно усмотреть признаки нарушения прав предпринимателей.
«В частности, в ходе деятельности недропользователей возникает ряд таких проблем, как разбитые большегрузными машинами дороги, запыленность территории возле карьера и близлежащих населенных пунктов, образование несанкционированных мест размещения отходов. Одним из решений возникающих проблем как раз-таки могло бы стать то же участие недропользователей в социально-экономическом развитии района путем предоставления инертных и строительных материалов для починки дорог и иных социально значимых объектов», — сказал Жаров.
Советник коллегии адвокатов «Регионсервис» Антон Новиков указывает, что порядок и условия пользования участками недр местного значения определяются на региональном уровне. В нормативные акты субъектов, регламентирующих порядок предоставления таких участков, нередко включаются условия, которыми на недропользователей возлагаются дополнительные обязательства в сфере экологии, промышленной безопасности, а также обязательства социально-экономического характера. С одной стороны, это согласуется с целями лицензирования в сфере пользования недрами, но, с другой стороны, это может привести к нарушению антимонопольного законодательства, считает юрист.
«В данной ситуации возложение на недропользователей обязанностей по строительству перерабатывающих объектов на территории муниципального образования, участию в программах социально-экономического развития и привлечению исключительно местных подрядчиков ограничивает конкуренцию, устанавливает дискриминационные условия и вводит обязанности, не предусмотренные законом РФ “О недрах”. В связи с этим протест прокурора, а также исключение Минэкологией Башкирии соответствующих положений из приказа представляются обоснованными», — сказал Новиков.
Как сообщал РБК Уфа, в 2021 году в Башкирии была создана межведомственная комиссия по недропользованию. В 2022 году в правительстве отчитались о ее деятельности. За время работы комиссии было выявлено 355 действующих и 96 заброшенных мест добычи полезных ископаемых. В связи с нарушениями была приостановлена работа компаний «Альтинвест», «Баширемельресурс» в Учалинском районе, «Таналык» и «Графское» в Баймакском районе. Росприроднадзор оценил ущерб от их деятельности совокупно более чем в 1 млрд рублей.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.
Авторы Теги Наиль Байназаров