Комедии, этно-драмы, притчи: какое кино снимают в регионах России

  • Якутский феномен
  • Кино, понятное всем
  • Грядущие релизы
  • Ренессанс Татарстана
  • Бурятский эпос
  • Башкортостан: из детектива в ромком

Российский кинематограф — это не только сцены в ресторанах на Патриарших, виды Невского и Зимнего дворца. Иногда антураж диких лесов, обветшалых деревень или аутентичных нетуристических улиц оказывается интереснее и лучше помогает понять драматургию сюжета. В День российского кино РИА Новости рассказывает о самобытном региональном кино.Якутский феномен

Существует термин «Сахавуд» — якутский ответ Голливуду.

"Я не знаю ни одного региона в России, где местная картина побеждала бы по сборам "Человека-паука", — говорит Петр Чиряев, руководитель Якутской республиканской киносети. — Посмотрите аналитику ЕАИС. "Человек-паук" стартовал еще в 2021-м, но тем не менее годовой рейтинг возглавляет "Джулур Мас-рестлинг". И в двадцатке лидеров пять якутских картин. Причем так каждый год".

Съемки фильма «Кончится лето»

В начале 2000-х был своеобразный социальный феномен: люди снимали полулюбительские фильмы, арендовали кинозалы и показывали желающим. Это нравилось — так и возник интерес к местному творчеству.

"За десять лет кинофицировали почти всю республику, — объясняет Чиряев. — Наш прокат развивался не как в остальной России: у нас нет кинотеатров, где сеансы расписывали федеральные киносети. Это помогло выйти на экраны нашим картинам".

1 из 3Съемки фильма «Пугало»2 из 3Кадр из фильма «Нуучча»3 из 3Съемки фильма «Кончится лето»1 из 3Съемки фильма «Пугало»2 из 3Кадр из фильма «Нуучча»3 из 3Съемки фильма «Кончится лето»

Раньше в Якутии было четыре зала в двух городах, а сборы не превышали трех миллионов рублей. Сейчас же действует 41 кинотеатр в 34 населенных пунктах, рекордная касса — почти 16,5 миллиона.Кино, понятное всем

Якуты любят ходить в кинотеатры — это основное развлечение зимой. И региональный кинематограф нацелен на местную аудиторию, которая сразу распознает фальшь, замечает режиссер Владимир Мункуев.

Кадр из фильма «Молодость» режиссера Дмитрия Давыдова

Якутские картины всегда были массовыми, настоящими. Комедия или хоррор — фильмы неизменно трогают своей простотой. И хотя часто в основе сюжетов — мифы, нарочито торгуют этникой немногие.

Съемки фильма «Кончится лето»

"То, что мы снимаем на собственном языке, показываем свою культуру, быт, интересно в мировом контексте, — рассказывает режиссер, лауреат "Кинотавра" Дмитрий Давыдов. — Все ищут новые регионы, интересные национальные картины. Сейчас ценится уругвайское, малайзийское, индейское кино. И якутское".

Если в 2010-х здесь могли снять фильм за миллион, сегодня минимальный бюджет — 3,5 миллиона. И качество выше.

Съемки фильма «Пугало»

"В регион приходят российские компании, появляются копродукции, — отмечает Давыдов. — В частности, у меня уже три проекта с партнерами. Есть и фильмы, которые снимались в Якутии, например кинокартина "Дикая".

Грядущие релизы

По словам Владимира Мункуева, проблема в том, что нет новых авторов. Тем не менее несколько картин — на стадии съемок, пре- и постпродакшен.

Режиссер Дмитрий Давыдов на фестивале «Движение»

"Раньше, развивая якутский кинематограф, мы делали акцент на фестивальное продвижение, — объясняет Дмитрий Давыдов. — Теперь якутское кино делится на проекты внутренние (часто комедии, ориентированные сразу на прокат) и авторские работы, нацеленные на международные фестивали".

Один из новых фильмов Давыдова — «Молодость» — покажут на ММКФ. Эту историю о человеке, который возвращается в родную деревню через 20 лет, режиссер начал снимать сразу после победы его «Пугала» на «Кинотавре».

Другая лента Давыдова — фолк-хоррор «Граница» — о столкновении отца и дочери с потусторонними силами в местном лесу.1 из 3Кадр из фильма «Пугало»2 из 3Съемки фильма «Пугало»3 из 3Кадр из фильма «Молодость» режиссера Дмитрия Давыдова1 из 3Кадр из фильма «Пугало»2 из 3Съемки фильма «Пугало»3 из 3Кадр из фильма «Молодость» режиссера Дмитрия Давыдова

"Это очень интересная картина, мы ее сделали на английском языке и рассчитываем на международный прокат, — пояснил режиссер. — Будут продажи, продвижение там — и оттуда будем заходить в Россию".

Владимир Мункуев дорабатывает фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым. Это своеобразный анти-«Крестный отец» или анти-«Брат».1 из 3

Борисов на съемках фильма "Кончится лето"

2 из 3Съемки фильма «Кончится лето»3 из 3

На съемках фильма "Кончится лето"

1 из 3

Борисов на съемках фильма "Кончится лето"

2 из 3Съемки фильма «Кончится лето»3 из 3

На съемках фильма "Кончится лето"

Два брата хотят наладить жизнь в якутском поселке. Кеша (Борисов) отсидел срок, взяв на себя вину младшего — Тима (Хлебников). Один устраивается на работу, другой готовится в вуз. Но после неоднозначного происшествия им приходится пуститься в бега.Ренессанс Татарстана

Кадр из фильма «Апипа»

"В России этническое кино развито неравномерно: в Якутии, Татарстане, Башкортостане — свои "малые индустрии", поддерживаемые грантами местных властей и региональным прокатом, — говорит киновед, куратор конкурса игрового кино фестиваля "Киношок" Сергей Анашкин. — В Хакасии, Республике Алтай, на Ямале, в финно-угорских регионах Поволжья и в республиках Северного Кавказа этническое кино — результат спорадических опытов одиночек".

Общие темы национальных фильмов: противостояние города, урбанизации и родной деревни, дома, а также поиск идентичности, своего места в новом мире. Или история любви. Все это обрамляется регионально-специфическими деталями.

Кадр из фильма «Тарлан»

Татарстан — полиэтническая территория, где региональное кино переживает возрождение.

"Татарскому кинематографу в 2024-м будет 100 лет. В новейшей истории активное развитие началось лет пять назад, когда на Казанском кинофестивале мусульманского кино появилось направление "Национальный конкурс", — рассказывает директор "Татаркино" Миляуша Айтуганова. — У нас кинобум: все снимают, сформировалась конкурентная среда, возникают новые жанры".

Среди знаковых лент прошлых лет — драма «Куктау», музыкальная комедия «Апипа» о приключениях женского коллектива, гастролирующего по Татарстану.1 из 2Кадр из фильма «Куктау»2 из 2Кадр из фильма «Апипа»1 из 2Кадр из фильма «Куктау»2 из 2Кадр из фильма «Апипа»

В этом году триллер «Микулай» вошел в одну из программ ММКФ.

"Наш народ любит мелодрамы и комедии. Также занимаемся экранизацией национальной классической литературы. Одна из новинок — "Тарлан" — копродукция с Казахстаном", — отметила Айтуганова.

1 из 2

Сцена из фильма "Микулай"

2 из 2

Фрагмент фильма "Тарлан"

1 из 2

Сцена из фильма "Микулай"

2 из 2

Фрагмент фильма "Тарлан"

Бурятский эпос

В кинематографе Бурятии акцент делают на буддийских ценностях и притчах. По словам киноведа Сергея Анашкина, наиболее яркие авторы — режиссеры-самоучки Баир Дышенов и Солбон Лыгденов.

Кадр из фильма «Степные игры»

Дышенов в полнометражном дебюте «Степные игры» (2014) «стремился создать полижанровую конструкцию, столкнув комедию с эпосом, сопоставляя прошлое с настоящим (время былинных героев и рутину нашего дня)». Лыгденов же создает гротескный образ вырождающейся деревни.

Кадр из фильма «Степные игры»

"Беспробудное пьянство разрушает семейные связи, губит традиционный уклад. Рецепт очищения — тот же, что и в фильме Дышенова: возвращение к благодатным истокам национальной культуры", — уточняет Анашкин.

Кадр из фильма «Степные игры»Башкортостан: из детектива в ромком

В Башкортостане действуют одноименная киностудия и несколько независимых компаний.

"Преобладает короткий метр, полнометражные фильмы выходят нерегулярно. В башкирском духовном опыте ощутимее проявляется архаичный, языческий пласт — наследие кочевых предков. Маркером идентичности выступает не только Коран, но и курай (древний духовой инструмент, "голос" традиционной музыки)", — подчеркивает Сергей Анашкин.

Кадр из фильма «Дикарь»

Он выделяет тему преемственности поколений как один из основных векторов режиссерской мысли, как, например, в «Листке» Леонида Пожидаева и «Дикаре» Фарзаны Утарбаевой.

Айнур Аскаров исследовал привычные для республики темы, но прославился фильмом «Из Уфы с любовью» (2017), который стал локальным хитом в прокате.1 из 2Кадр из фильма «Из Уфы с любовью»2 из 2

Сцена из фильма "Из Уфы с любовью"

1 из 2Кадр из фильма «Из Уфы с любовью»2 из 2

Сцена из фильма "Из Уфы с любовью"

Фильмы снимают на Кавказе, в Туве, на Ямале, в Калмыкии, на Чукотке. В каждом регионе — своя специфика. Объединяет национальные кинематографы России самобытность, любовь к своей земле и желание показать, как живут люди вне столичных мегаполисов.

Источник: ria.ru

Comments (0)
Add Comment