Эксперты оценили перспективы слияния Башкирии с другими регионами

Аналитики не исключают, что часть регионов России могут потерять свой субъектный статус в будущем, однако изменения не коснутся национальных республик.

Некоторые российские регионы, к примеру, Еврейскую автономию и Курганскую область, имеет смысл присоединить к более успешным соседям. Об этом накануне, 27 апреля, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин на организованном Высшей школой экономики круглом столе «Дом, дорога, среда обитания». Он назвал «неправильным» принцип административно-территориального деления России, отметив, что в стране «85 регионов не нужно». Получившиеся после слияния агломерации станут, по его мнению, «точками роста». Хуснуллин подчеркнул, что его слова являются лишь «мнением», а не официальной позицией, согласованной с правительством. Опрошенные РБК Уфа эксперты считают, что Башкирии и окружающим ее регионам слияние не грозит, при этом некоторые российские субъекты в среднесрочной перспективе могут присоединить к соседним.

«Почва для спекуляций»

«Я думаю, что Башкортостану ничего не грозит. Слияния республики с кем-либо не будет, не будет и превращения в губернию, как некогда предлагал Владимир Жириновский. Что касается некоторых других регионов, то стоит отнестись к сказанному Хуснуллиным всерьез. Вряд ли упразднят Еврейскую автономную область, национальные образования — это была бы очень болезненная и взрывоопасная тема. А в таких областях, как Курганская область — всякое может быть», — сообщил РБК Уфа политолог Константин Калачев.

Он отметил, что есть регионы, которые, вероятно, никогда не будут самодостаточными, и с рациональной точки зрения для более эффективного их администрирования число субъектов могло бы быть уменьшено, с обязательным учетом мнения жителей. В то же время пока власть придерживается консервативного подхода к изменениям административно-территориального деления, в этой сфере «тотального перекраивания» не будет, считает эксперт. Калачев прогнозирует, что заявление вице-премьера страны накануне думских выборов может дезориентировать дорожащие своей идентичностью региональные элиты. По его мнению, это следовало делать после завершения избирательной кампании.

«Хуснуллин создал почву для спекуляций на этой теме со стороны будущих кандидатов, которые могут теперь использовать эту тему в выборных целях и выступать за или против присоединения», — сказал он.

Президент Центра стратегических коммуникаций, политолог Дмитрий Абзалов уверен, что федеральный центр в ближайшее время не собирается объединять субъекты, но пытается «прощупать почву» на будущее. Для полноценной интеграции регионов, имеющих отдельные парламенты и глав, требуется продолжительное время, серьезная подготовка и работа с региональными элитами. Слияние нельзя проводить и накануне выборов.

«Как показывает практика, для такого типа действий требуется очень серьезная синхронизация, и последние инициативы, которые с этим были связаны, скорее, не удались. Никто не будет инициировать создание больших субъектов перед выборами —протестная активность никому на избирательных участках не нужна, особенно в парламентскую кампанию. Второй важный момент: смысл объединения заключается в том, чтобы один достаточно сильный субъект мог потащить другой, либо какой-то эффект от этого должен быть достаточно серьезный. Как показывает практика, ресурсообеспеченные регионы не очень любят брать на себя дополнительные обязательства», — отмечает он.

Для слияния регионов необходимо провести голосование их жителей, это возможно сделать по окончании парламентского цикла и не ранее чем за год до начала президентской кампании. Таким образом, заключает Абзалов, «окно возможностей с этой точки зрения — в 2022 или 2023 году».

«Перспективные соседи»

Политолог Владимир Савичев считает, что одним из решающих факторов для объединения субъектов может стать невысокая численность населения, поскольку в таких регионах снижаются перспективы развития экономики, социальной и культурной сферы. Механическое объединение не только не улучшит ситуацию, но может и помешать развитию, предостерегает он. Изменяя схему административного деления, необходимо «вдумчиво и сбалансированно» учитывать все факторы, в том числе и площадь территории субъекта, его удаленность от центра.

По словам Савичева, перспективы объединения с другими регионами для Башкирии нет: «Я не думаю, что это нас как-то касается. Вокруг нас нет малочисленного слабого региона. Все шесть соседей вполне перспективные».

«Идея стара как мир»

По мнению эконом-географа, ведущего научного сотрудника центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ Натальи Зубаревич, в случае объединения ни один регион России не улучшит свое экономическое положение.

«Старая как мир идея. В 2000-е годы объединили слабые автономные округа. Теперь мы про них ничего не знаем, они — слабые периферии регионов, которые их получили. Принципиально в их развитии ничего не произошло. Как и в развитии материнских регионов», — отмечает она.

Зубаревич высказалась и о регионах, которые предложил объединить вице-премьер. По ее мнению, Еврейская автономия при слиянии с Хабаровским краем потеряет трансферты, которые сейчас перечисляются ей напрямую и составляют существенную часть регионального бюджета, а край при этом не сможет развивать присоединенный регион.

«Если объединить Курганскую область с Тюменской, хиреть начнет сам Курган, а это почти полумиллионный город. Любой город, который перестает быть центром, ухудшает возможности развития. Все это ведет к тому, что те регионы, которые были субъектами, становятся дальней периферией и еще больше замедляют свое развития», — считает Зубаревич.

По ее мнению, в России две тормозящие развитие страны базовые проблемы: «очень медленный экономический рост и очень плохой институциональный и инвестиционный климат», и изменения в административном делении эти проблемы никак не решают.

Автор

Наталья Балыкова

Comments (0)
Add Comment