Жители Белорецка до сих пор вспоминают участие в сериале «Вечный зов»
Революция и гражданская война, коллективизация и грозные годы Великой Отечественной войны были знаковыми темами советской литературы и отечественного кинематографа. Одна из наиболее известных кинолент – «Вечный зов» — эпический советский телесериал, по одноименному роману Анатолия Иванова, снимался с 1973 по 1983 годы. Значительная часть съемок происходила в Башкирии, а Белорецкий район на несколько лет превратился в огромную съемочную площадку.
Михаил Кокшенов в фильме чуть не убил местного артиста
Местные жители толпами записывались в массовку и с воодушевлением снимались в кино, а знаменитые московские артисты терпеливо учились вязать снопы, метать сено и работать топором. И сегодня «Вечный зов» не потерял популярности у телезрителей. Фильм продолжает тревожить сердца миллионов людей, заставляя снова и снова переживать нелегкую судьбу героев киноленты.
Белорецкий район для съемок выбрали не случайно. Своеобразной и редкой красотой одарила природа этот уголок Башкирии. Режиссер Валерий Усков вспоминает первые впечатления от увиденного пейзажа.
— Удивительно красивый и необыкновенный край, — говорит Валерий Усков. – В нашей картине речь идет о сибирской тайге, а Белорецк хотя и не Сибирь географически, но почти ничем от нее не отличается. Живописные горы, реки и непроходимые леса – все это создает потрясающую композицию, без которой невозможно представить знаменитую кинокартину.
Так же Усков отчетливо помнит знаменитую белорецкую водонапорную башню, которая для местных жителей является достопримечательностью и настоящей хранительницей истории. Кстати говоря, башня функционировала до 1956 года, а до этого времени, она еще исполняла роль пожарной каланчи. На площадке в верхней части ходил бдительный дежурный из городской пожарной команды – тогда пожары не были редкостью
— В фильме эта башня появляется всего один раз – сцена, когда Марья Кафтанова идет по улице Точисского, — продолжает Валерий Усков. – Но эта высотка у меня оставила неизгладимое впечатление, так как тогда это было самое высокое и красивое строение в городе.
В самом Белорецке и сейчас осталось немало артистов, которые играли в сериале эпизодические роли. И хотя прошло уже много лет, белоречане до сих пор помнят все перипетии многолетних съемок и заметно волнуются, рассказывая о том периоде своей «артистической» жизни.
Мухарам Салимов работал в Башкирском драматическом театре и ему доверили роль белогвардейца в пятой серии. Сцена, когда Мухарам Ахметшинович, в роли солдата «беляка» стоит на посту, а отряд Кружилина, выбравшись из «каменного мешка» врывается в лагерь белогвардейцев, запомнилась артисту на всю жизнь.
— По сценарию меня бьет по голове Михаил Кокшенов, который играл роль Молчуна, — вспоминает Мухарам Салимов. – Потом я должен был упасть и не вставать, пока не окончится дубль. Кокшенов нечаянно поскользнулся и с такой силой ударил мне «наганом» по голове, что я на время потерял сознание. Дубль переснимать не стали – все получилось очень реально.
Но на этом неловком моменте приключения солдата-белогвардейца не закончились. После окончания рабочего дня все артисты «беляки» направились в костюмерную переодеваться. Но костюмерша куда-то запропастилась, и артистам пришлось идти по домам прямо в форме.
— Мы шли по улице, а мальчишки бежали рядом и кричали: «Белогвардейцы идут», — рассказывает Салимов. – А когда заходил домой, моя супруга испугалась и чуть не вскрикнула, ведь мало того, что у меня форма белогвардейца, я еще забыл снять накладные усы. Мы до сих пор с ней вспоминаем этот момент и всегда смеемся.
Петра Вильяминова в Белорецке расспрашивали, сколько раз он был женат
Белорецкий дворец культуры в то время был полностью забит оборудованием, костюмами и прочим съемочным реквизитом.
Алевтина Куприева, будучи 22-летней девушкой, работала тогда в этом учреждении культуры методистом, а ныне трудится главным администратором. Ей тоже посчастливилось испытать на себе не одну эпизодическую роль в знаменитом сериале. По ее словам, во время съемок, город жил только этим фильмом, бурно обсуждая все перипетии съемочного процесса.
— Вот здесь снималась сцена про первомайский субботник, — проводит экскурсию по городу Куприева. – Из этого здания я выбегала с детской люлькой во время нападения банды Лахновского. А вот здесь мы стояли и слушали по радио объявление о начале войны. Конечно, для нашего города эти съемки были настоящим событием.
Алевтина Николаевна вспоминает знаменитых московских артистов, с которыми она работала бок о бок во время съемок. По ее словам, это были совершенно простые люди, которые не страдали завышенной самооценкой и вели себя просто. Кстати, очень любили порыбачить в перерывах между съемками.
— «Звездной болезнью» в то время никто не страдал, чего не скажешь о современных артистах, — вспоминает Алевтина Куприева. – Я помню, как ко мне подошел Петр Вильяминов, который играл в фильме, пожалуй, главную роль – Поликарпа Кружилина, и спросил, нельзя ли где-нибудь сходить в баню. Я сразу договорилась со своей мамой, и она в этот же день затопила баню.
После того, как Петр Вильяминов попарился, мама Алевтины Куприевой накрыла на стол. За обедом гость выпил три рюмки, а от четвертой вежливо отказался.
— Я потом его спрашивала, как сходили в баню, понравилась ли ему моя мама, — продолжает Куприева. – Он, смеясь, сказал, что все было хорошо: «А мама, как все мамы. Расспросила сколько у меня детей, и сколько раз я был женат».
Навсегда остался в памяти у Алевтины Николаевны артист Вадим Спиридонов, который играл роль Федора Савельева. По ее словам, он был очень интеллигентным и разносторонним человеком.
— Несмотря на то, что Вадим Спиридонов играл роль негодяя и предателя, в жизни оказался настоящим мужчиной, — рассказывает главный администратор белорецкого ГДК. – Он был немногословен и галантен – всегда подавал в нужный момент женщинам руку. И все знали, что он никогда никому не откажет в помощи.
Наша собеседница вспоминает съемки дубля, когда Иван Савельев застрелил своего родного брата Федора. На этом моменте участие в фильме Вадима Спиридонова закончилось.
— Это был очень странный момент, который уже тогда произвел на меня тяжелое впечатление, — говорит Куприева. – Когда Иван выстрелил из автомата в Федора, и он упал под дерево – дубль закончился. Режиссер крикнул Спиридонову, чтобы он вставал, но он продолжал лежать. К нему все подбежали, и спросили, что случилось? А он говорит: «Роль моя закончилась, значит, и жизнь моя тоже завершилась». После этого он начала постепенно угасать и умер всего-то в 45 лет. Мистика какая-то…
Местные жители ужасались натуралистическим сценам казни
Тогда юную сотрудницу белорецкого ГДК впечатлили и другие артисты. Тамара Семина, которая играла роль Анфисы, поразила своим красивым и интересным низким голосом. Федор Валиков, игравший деда Евсея, в свободное от съемок время, регулярно повторял свою знаменитую фразу: «Раскудрить тебя через коромысло!» А Михаил Кокшенов в жизни полностью соответствовал своей роли «Молчуна» – добрый и непосредственный, как ребенок.
— Кто-то из артистов меня попросил местных грибов, и я принесла, — вспоминает с улыбкой Алевтина Николаевна. – А Кокшенов увидел и искренне обиделся: «А почему мне не принесли?». Но я в этот же день и его порадовала белорецкими грибами. Он тогда меня долго благодарил.
Местный житель Алексей Мартынов рассказывает, как еще мальчишкой, с друзьями бегал на места съемок фильма. На протяжении почти пяти лет, это было самым интересным развлечением местной детворы.
— Было очень интересно, особенно, когда снимались сцены с солдатами и военной техникой, — вспоминает Алексей Мартынов. – Больше всего мне запомнилось, когда мимо нашей железнодорожной станции несколько раз прогоняли состав с танками. По фильму эта станция называлась «Шантара», а на самом деле это станция «Нура».
Совсем юного Алексея поразила сцена съемок момента, когда белогвардейцы казнили на виселице Селантия Савельева.
— Мы смотрели с открытыми ртами – ведь он висел по-настоящему, рассказывает Мартынов. – Потом он зашевелился и ему подставили скамейку. Оказалось, что у него веревка была протянута под руками, которая была скрыта под одеждой. Но тот страх, который я тогда испытал, вспоминаю до сих пор.
Режиссер Валерий Усков говорит, что за пять лет съемок, он успел крепко сдружиться с местными артистами и со многими до сих пор общается.
— Мы созваниваемся и ведем личную переписку, — говорит Усков. – Мы все вместе создали настоящий шедевр. Недавно, они мне передали изданную книгу. Она называется «Эхо «Вечного зова». Оказывается, участники массовки, которых мы набирали из местных жителей, на свои фотоаппараты снимали весь процесс съемок, включая не только актеров, но и всю съемочную группу. Впечатления от работы в кино они сохранили на всю жизнь — во всяком случае, книга получилась очень толстой.
В наше время фильм все так же любим и востребован. Лента вызывает интерес тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам.
И, безусловно, изумительной игрой актерского состава, во многом благодаря тому, что создатели фильма не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли. В итоге получилась замечательная историческая мелодрама и своеобразная художественная хроника жизни сибиряков, на долю которых выпали три войны, революция, становление нового строя и все те драматические события, которыми так богат был прошлый век.
Евгений КОСТИЦЫН 2014 г.