Наибольшее число высокооплачиваемых вакансий представлено в строительстве и в двух смежных отраслях – транспорте и логистике и в автомобильном бизнесе.
Самые скромные зарплаты предлагают в образовании, ЖКХ и на охранных предприятиях.
Средняя зарплата на рынке массовых профессий в Уфе в первом полугодии 2021 года составила 31 тысячу рублей. Почти в два раза превысили эту сумму заработки в строительстве – 60 000 рублей. В сфере транспорта и логистики и в автомобильном бизнесе этот показатель достиг 50 тысяч рублей, сообщили в аналитическом центре «Авито».
Число вакансий в Уфе в I полугодии выросло на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Однако спрос на рабочие места пока отстаёт от предложения – активность соискателей за то же время увеличилась только на 26%.
Мастеру — зарплата, ученику — стажировка
Между тем работодатели готовы достойно оплачивать труд квалифицированных специалистов со стажем, а новичков в профессии – принимать на бесплатные стажировки.
Так, фрезеровщику 4-6 разряда с опытом работы более года обещают 55 000 рублей в месяц с ежегодным индексированием заработка и надбавкой за выслугу лет. Кроме того, специалист будет повышать квалификацию за счёт предприятия и по льготным путёвкам восстанавливать здоровье в профилактории, а его дети смогут отдыхать в летних лагерях и по направлению учиться в УГАТУ.
Зарплату от 45 000 рублей будет получать токарь со стажем, которого приглашает одна из компаний в цех по механической обработке деталей. На место ученика токаря предприятие готово взять и вчерашнего выпускника ссуза с профильным образованием. Конечно, оплата труда начинающего специалиста будет ниже.
На позиции технологов работодатели предпочитают нанимать кандидатов с опытом и в некоторых случаях требуют довольно солидный стаж.
К примеру, более пяти лет должен отработать в отрасли технолог мебельного производства с зарплатой 50 000 рублей. Он будет производить технические расчёты для изготовления встроенной мебели. При этом встречаются вакансии и для соискателей, делающих первые шаги в карьере. В частности, для организации работы пекарни нужен технолог пищевого производства с соответствующим дипломом, и он может совсем не иметь опыта.
Выход — вахта
Квалифицированные специалисты, живущие в Уфе, могут подыскать в базе вакансий предложения вахтовой работы. Большинство работодателей обеспечивают вахтовиков жильём, компенсируют затраты на проезд и прохождение медкомиссии, предоставляют спецодежду и средства индивидуальной защиты.
Наладчику станков с ЧПУ, который отправится на завод в Ярославскую область, обещают 90 000 рублей в месяц. Ветеринарному врачу частной клиники для животных в Ямало-Ненецком округе будут платить до 70 000 рублей. Вакансия секретаря-делопроизводителя предполагает организацию переговоров, совещаний и приём посетителей, прием и отправку деловой документации, выполнение поручений генерального директора. За этот объем в Уфе обещают 35 000 рублей при графике 5/2 и 8-часовом рабочем дне. А ассистент в архиве может трудиться по совместительству, выбрав удобные часы работы утром или вечером. Если же соискателя интересует исключительно «удалёнка», то и в этом случае есть возможность подобрать разные варианты. Например, одному из новостных сайтов в Уфе на удалённый формат требуется редактор с опытом копирайтинга.
Привлечь зарплатой?
«Отдельного внимания требует вопрос подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для различных отраслей, которые ощущают их нехватку. Мы отмечаем недостаток рабочих рук из-за миграционных процессов, идёт настоящая борьба за молодых специалистов, которых надо привлекать высокой заработной платой и социальными преференциями», — сказал глава Башкирии Радий Хабиров на совещании в формате «промчас» в конце июля 2021 года.
Дефицит кадров — из-за оплаты труда
Доктор экономических наук, директор центра стратегических и междисциплинарных исследований Уфимского федерального центра РАН Ильдар Зулькарнай объяснил дефицит кадров в республике разницей в оплате труда и засильем семейно-клановых сетей в республике.
«Студенты, раздающие флаеры на улицах, получают 150 рублей в Уфе и 250-300 рублей в Москве, спрос со стороны магазинов там больше, их доходы выше», — отмечает Ильдар Зулькарнай.
«Кроме того, каждый молодой специалист с хорошим образованием хочет получать адекватное этому образованию вознаграждение, а также мечтает о карьерном росте», — говорит он.
Ученый также фиксирует некоторые коллективные ожидания и претензии, запросы со стороны рынка труда.
«В молодежном сегменте — бармены, офисные работники на начальных позициях и другие представители молодежных профессий предъявляют большой спрос на высокую зарплату, причем ориентируются на европейские стандарты. По моим оценкам, этот запрос со стороны российского рынка труда и молодежного сегмента завышен. Россияне получают меньше, чем европейцы, потому что работают намного хуже, чем европейцы», — говорит Зулькарнай.
Замкнутый круг
По его словам, со стороны работодателя не предъявляется высоких требований к работникам, в секторе физической работы — обслуживание, доставка — там не нужно выдающееся образование. Сложная работа — анализ, финансовые операции, управленческий анализ — в этих сферах рабочих мест значительно меньше, спрос меньше, и этот спрос вынужденно удовлетворяется низким качеством человеческого капитала, который формируется нашей системой образования на первый вид спроса работодателей.
«В результате мы наблюдаем низкое качество продуктов, управления и услуг», — считает ученый.
Одной из причин Ильдар Зулькарнай называет малую интегрированность российской экономики в глобальную.
«Россия — большая страна, находится на севере евразийского континента, далеко от других стран. С точки зрения экономической географии мы – самая изолированная страна в мире. В процессе глобализации российский рынок труда будет меняться из-за движений наших граждан за рубеж и прихода иностранных сотрудников. Изменения могут быть драматическими для наших жителей. Например, если на нашу территорию придут зарубежные компании, они, будучи неудовлетворенными качеством труда российского рабочего, будут нанимать иностранцев, и на нашей территории будут работать иностранные компании с иностранными работниками, которые будут получать большую зарплату. А наши соотечественники не смогут получить даже рабочее место в силу их низкой квалификации, их будут выжимать на менее оплачиваемую, низкоквалифицированную работу», — сказал ученый.
По его словам, этот замкнутый круг возник в 90-е годы: тогда исчез спрос на квалифицированный труд, сложные производства закрылись, а инженеры были вынуждены заняться торговлей, уйти в отрасли, где их компетенции не были востребованы.
«Рынок труда ответил снижением квалификации: не было стимула учиться лучше, школьники уже не стремились стать космонавтами, летчиками и инженерами, как в советское время, а захотели быть предпринимателями «купи-продай». Тем самым средняя школа, университеты также ответили снижением качества обучения, что впоследствии сказывается на снижении качества человеческого капитала и спроса на квалифицированный труд. Разорвать этот круг можно только процессами глобализации и вовлечением России в мировую систему разделения труда, мировые цепочки производства», — сказал Ильдар Зулькарнай.
«Тем, кто сейчас выбирает профессию, выпускникам школ следует ориентироваться не на локальный, а на мировой рынок труда, какие требования предъявляют зарубежные компании, какие профессии перспективны и будут существовать еще десятилетия. И ориентируясь на это, поступать в лучшие университеты России», — посоветовал ученый.
ИА «Башинформ»
Источник: www.bashinform.ru