Столица нашей республики давно и заслуженно считается шаляпинским городом, где великий русский певец и актер начинал свою профессиональную карьеру и прожил почти девять месяцев. На здании Уфимского государственного института искусств, бывшем Дворянском собрании, размещена мемориальная доска, напоминающая о выступлении здесь Федора Ивановича в 1891 году, рядом установлен памятник великому сыну России. Активно работает Уфимское отделение Шаляпинского центра, регулярно проводятся «Шаляпинские вечера» и даже сохранился дом на улице Гоголя, 1, где жил начинающий певец и актер.
«Скромно говоря – гений»
Родился Шаляпин в Казани в 1973 году в бедной крестьянской семье. Через много лет, мировая звезда оперной сцены, по паспорту по-прежнему числилась в крестьянском сословии, но нисколько этого не стеснялась.
Детство было трудным и бедным, а отец регулярно бил сына. Но Федор искренне любил его и не держал зла, и до самой смерти на столе у него стояла старая фотография Ивана Яковлевича. Мать Евдокия Михайловна, не выдержав нищеты и тяжелой работы, заболела и умерла в 47 лет.
— Удивляла меня молчаливая стойкость матери, – писал позднее Шаляпин. — Есть у нас на Руси какие-то особенные женщины: они всю жизнь неутомимо борются с нуждою, без надежды на победу, без жалоб, с мужеством великомучениц перенося удары судьбы. Мать была из ряда таких женщин.
По злой иронии судьбы путь на сцену великого мастера, тоже прошел через побои, когда он, впервые получив в 1987 году эпизодическую роль в летнем казанском театре, провалил её, за что и был бит за кулисами режиссером.
В Казани артистическая карьера 17-летнего юноши не сложилась, и тот напросился в труппу антрепренера Семена Семенова-Самарского, направлявшегося пароходом на гастроли в Уфу. У нас и началась профессиональная биография великого певца: «…я впервые выступал на подмостках как профессиональный актер в опереточной труппе в городе Уфе».
Постепенно Шаляпин приобрел уверенность в себе и стал получать маленькие роли в два-три слова: «Я выходил на середину сцены и громогласно объявлял герою оперетки:
Человек из подземелья,
Хочет видеть вас!
Помимо певческой деятельности, пробовал себя как чтец, сыграл роль Держиморды в гоголевском «Ревизоре», пел в хоре Ильинской церкви, на месте которой сейчас стоит 14-тажный дом возле старого моста на реке Белой.
Приехал в Уфу в одном пиджаке, без белья и носок в «худых» сапогах и ходил так зимой. Когда было особенно холодно, укрывался подобием пледа — старой шалью. Потом уже на гонорар «купил себе верблюжье пальто, мохнатое, темно-коричневое, кожаную куртку с хлястиком – такие куртки носят машинисты, – купил сапоги, перчатки и тросточку. Дирижер подарил жокейский картуз с пуговкой на макушке и длинным козырьком».
— Напялив на себя все это великолепие, я отправился гулять по главной улице Уфы, — вспоминал певец свои «променады» по нынешней улице Ленина.
Проницательный антрепренер заметил задатки юноши, имевшего отменный подчерк, и посоветовал писать заметки о выступлениях труппы для казанских газет.
Впоследствии Шаляпин стал лепить и рисовать и делал это вполне профессионально. Он и гримировал себя всегда сам, считая, что никто другой лучше этого не сделает. Вживался в роли так, что, например, шаляпинский Мефистофель вызывал ужас у зрителей, а из-за образа генерала Гремина, комендант Тифлиса Александр Эрнст, тоже генерал, всерьез принял певца за генеральского сына.
— Скромно говоря – гений, — так просто охарактеризовал Максим Горький Шаляпина.
« Дубинушка» в Уфе
Певец всегда тепло вспоминал Уфу, где была его первая афиша: «Вторые басы: Афанасьев и Шаляпин». Помнил первые профессиональные уроки музыки и вокала, которые дала ему выпускница Петербургской консерватории уфимка Варвара Паршина, первый бенефис и уфимцев, которые после распада труппы устроили его на хорошую по обывательским меркам работу и стали собирать деньги на учебу в Петербурге. Но гений, на то и гений, что он не может ждать: «Эта тихая жизнь начала душить меня».
В июне 1891 года Федор покидает Уфу и оказывается на Кавказе, где начался новый этап его жизни, а вскоре пришли мировая слава и признание.
Но в начале прошлого века глухой осенью 1904 года Шаляпин проездом вновь оказывается в Уфе, где устроил бесплатный концерт для рабочих, которые «сорвали» его прямо из-за стола во время дружеского застолья у приятеля, с которым он когда-то пел в церковном хоре. В дом токаря уфимских железнодорожных мастерских — нынешнего ТРЗ Григорьева прибыла целая «депутация» и уговорила Шаляпина выступить в их клубе. Небольшой зал был набит сотнями людей, которые давно и терпеливо его ждали. В книге Вадима Иванова «Винтовка и молот» по рассказам непосредственных зрителей этого концерта рассказывается, как Федор Иванович при свете керосиновых ламп пел перед рабочими до глубокой ночи, в том числе дважды знаменитую «Дубинушку».
В кисловодском литературно-музыкальном музее «Дача Шаляпина», куда мы ездили, готовя материал, нам рассказали любопытную деталь. Оказывается, во время выступлений певца за кулисами непременно находился человек, который держал на подносе рюмку коньяка и Шаляпин, спев три-четыре песни, уходил туда, выпивал коньяк и продолжал концерт.
Клуб уфимских железнодорожных мастерских, в котором пел Федор Иванович, построили на свои средства сами рабочие по инициативе начальника мастерских Валерьяна Лопато и располагался он рядом с его конторой. В мастерских трудилось тогда около 1200 человек, был организован духовой оркестр, хор, работала библиотека и школа ученичества. Валерьян Доменикович много делал для рабочих и повышения их культурного уровня, решительно боролся с пьянством, открыл в мастерских общество потребителей и сберкассу. Никогда не повышал голос!
Отрадно, что коллектив ТРЗ и его руководство помнят шаляпинский эпизод свой истории, который с любовью отражен в материалах заводского музея.
Некоторые авторы пытаются в последние годы подвергнуть сомнению факт этого концерта Шаляпина поскольку, мол, о нем не говорится в мемуарах певца, а произошедшая тогда история, напоминает шаляпинские выступления перед рабочими в других городах.
Но воспоминания — не скрупулезный стенографический отчет всего жизненного пути артиста. Так, например, он тоже не упомянул о своем первом участии в благотворительном концерте в Уфе в конце ноября 1990 года, о котором исследователи узнали только через много лет из старых уфимских газет, а ранее неизвестные страницы творческой деятельности певца продолжают открываться до сих пор.
— Шаляпин безграничен, — так кратко и емко охарктеризовали нам Федора Ивановича в кисловодском музее.
Недруги певца ставили ему в вину высокую стоимость билетов: «Только птички поют бесплатно», умалчивая, правда, что подобные уфимскому концерты-экспромты Шаляпин давал бесплатно, очень любил их и пел там с особым подъемом.
Напротив, неуютно чувствовал себя на выступлениях перед богатеями, называя их «хамами» и назначал на первые ряды баснословную цену, а задние места для простого люда продавал за гроши, а то вовсе раздавал билеты на них рабочим бесплатно. Так во время гастролей в Киеве он раздал 4 000 таких билетов: «Я просто желаю петь для людей, неспособных платить».
«Не мы часы сперли»!
Шаляпина любила и знала вся Россия. Не раз возникали комичные ситуации, об одной из которых нам рассказали в Кисловодске. Во время прогулки у Шаляпина украли памятные часы, и тот попросил начальника местного сыскного отделения пригласить к себе на завтрак воров и карманников: «У вас они все на учете».
В назначенный час жулики явились как один. Ели шашлык, цыплят табака, пили вино и в конце застолья Шаляпин попросил вернуть часы, будучи готовым заплатить за них полную стоимость: «Убытка вам не будет».
Гости шептались и переглядывались, а потом выдали: «Ей-Богу, Федор Иванович, не мы часы сперли! Станем своего брата – артиста – обижать. Да мы вас уважаем слишком. Нет, это какой-то подлец-гастролер сработал».
А история, которую с тонким юмором описал писатель Александр Куприн в рассказе «Гоголь-моголь», когда певец в Уфе простудился и охрип за два дня до спектакля! И лечил простуду адской смесью жженого сахара, яиц и рома.
…Услышали мы ещё один рассказ о Шаляпине, который как нельзя лучше характеризует его человеческие качества. Во время последнего приезда в Кисловодск 27 августа 1917 года им был дан концерт. Зал заполнила «благородная» публика, не пожалевшая денег на билеты. И хотя цены были запредельными, свободных мест не оказалось.
Но когда к певцу обратились раненые солдаты из местных госпиталей, тот распорядился бесплатно пустить их на сцену и в оркестровую яму. Так прямо среди них и пел оперные арии и русские народные песни. Через несколько дней Шаляпин дал ещё один бесплатный концерт – специально для инвалидов войны. А сколько денег Федор Иванович передал раненым и искалеченным солдатам и офицерам не подсчитано до сих пор! На свои средства содержал два госпиталя на 80 человек в Москве и Петербурге.
Будучи человеком из народа, с обостренным чувством справедливости, Шаляпин поддержал февральскую и октябрьскую революции, много выступал перед рабочими и красноармейцами: «Я всегда был за простых людей, независимо от их национальности или религии». Первым в нашей стране получил звание народного артиста России.
Правда, как и у всех тогда у его семьи упал жизненный уровень, квартиру певца не раз обыскивали. Впрочем, этому не приходиться удивляться, если в то лихое время даже председателя Совнаркома Владимира Ленина ограбили в центре Москвы.
Навязчивая боязнь нищеты и уговоры части его многочисленного семейства привели к тому, что Шаляпин не стал возвращаться из длительных гастролей на Родину. Не сразу пришло ему осознание совершенной трагической ошибки. Жил в основном в Париже, но иностранного гражданства не принял. Много и успешно гастролировал по свету, для чего изучил английский, французский и итальянский.
Маршруты последних гастролей артиста пролегали вдоль границ России. Дело в том, что Федор Иванович душой всегда был на Родине, мучительно страдал из-за невозможности вернуться и даже в своем чемодане по всему миру возил в шкатулке русскую землю. Из тех гастролей вернулся смертельно больной, у него началась сильнейшая депрессия, а 12 апреля 1938 года певец скончался на руках у жены от рака крови.
— Мне надо петь, публика ждет… – были его последними словами.
Кстати, «Утро туманное» было ритуальным гимном шаляпинской семьи.
Похоронили Федора Ивановича с государственными почестями в Париже. От великой Эдит Пиаф был венок: «Соловью России от воробушка Франции».
Благодаря усилиям советской музыкальной общественности сыну певца Федору Федоровичу Шаляпину удалось в 1984 году добиться перезахоронения праха отца на Новодевичьем кладбище в Москве. Неоцинимую роль в этом сыграл писатель Юлиан Семенов, который сумел выйти на генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова.
А 10 июня 1991 года Совет министров РСФСР вернул Шаляпину звание «Народного артиста», которого певца лишили в 1927 за материальные пожертвования семьям белоэмигрантов.
Шакировский обком не дал открыть музей Шаляпина
Немало сил приложили уфимские общественники для сохранения памяти Шаляпина в нашем городе. Много для этого сделали Юрий Узиков, Георгий Гудков, Борис Торик и многие другие люди по крупицам собиравшие материал и воспоминания современников певца, знавших и живших рядом с ним в Уфе. Подвижническую работу уже не одно десятилетие ведет уфимское отделение межрегионального Шаляпинского центра, которое сечас возглавляет Елена Замрий. Сформирован большой и уникальный пласт знаний о Шаляпине уфимского периода.
Но даже установление памятной доски решалось в башкирском обкоме КПСС с огромным трудом, а его имя периодически подвергалось шельмованию в местной партийной прессе. Торику удалось решить вопрос только через три года мытарств, пригрозив обкомовскому начальству, что он отправит письма Михаилу Шолохову, Николаю Тихонову, Ивану Козловскому и другим известным людям страны.
Наконец в феврале 1967 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски на здании бывшего Дворянского собрания, нынешнего института искусств, где в шестидесятые размещалось училище того же профиля. Здесь в мае 1891 года Шаляпин пел роль старого слуги в опере Рубенштейна «Демон».
Мероприятие в духе времени назвали «митингом». Пригласили тогда в столицу республику и дочь певца от первого брака Ирину Федоровну Шаляпину-Бакшееву.
Правда, позднее прежнюю — оригинальную доску, которую открывала дочь великого сына России, тайно заменили другой, поменяв на ней очередность текста на русском и башкирском языках. Кому-то из местных чиновников это показалось очень важным.
Тот визит Ирины Шаляпиной в столицу Башкирии был не первым. Оказывается, она приезжала к нам ещё в 1963 году по линии общества «Знания», делилась воспоминаниями о своем отце и даже привезла настоящий граммофон и шаляпинские пластинки. Рассказала, что Федор Иванович пытался в 1930-е вернуться на Родину, а его просьбу Сталину передал Ворошилов. Но в ответ вождь промолчал. Похоже, не знал, как поступить, но на всякий случай Шаляпину отказали.
В 1970-е Ирина Федоровна ещё раз посетила Уфу и предлагала открыть на Гоголя,1, где жил её отец музей, но первый секретарь обкома Мидхат Шакиров был непреклонен. Мало того, в 1980-х, несмотря на протесты общественности, варварски снесли первый дом, в котором жил Шаляпин, на улице Павлуновского, 6. Сейчас на этом месте, находящемся всего в нескольких сотнях метров от исторического центра Уфы располагается свалка мусора, буйно заросшая кустарником, а от дома осталась лишь старая фотография.
В Уфе Шаляпина обули по моде начала «нулевых»?
В 2007 году между уфимским институтом искусств и гостиницей «Агидель» скульптором Рустэмом Хасановым был установлен памятник Шаляпину. Несколько лет назад художник рассказывал нам, что младшая дочь певца Марина Федоровна во время работы над скульптурой давала ему советы по фото гипсовой модели и, в частности, попросила заменить обувь.
Правда, фасон башмаков на памятнике почему-то подозрительно напоминает моду начала двухтысячных с брутальными квадратными носками. И на сайте УГИИ имени Загира Исмагилова на страничке художника указано, что памятник изготовлен в 2001-2002 годах.
— Все происходило по переписке Марины Федоровны и Галины Александровны Бельской, на тот момент, председателя Шаляпинского общества в Уфе, — ответил недавно на наш вопрос Рустэм Аязович, уточнив, что личного общения с дочерью Шаляпина у него, оказывается, не было.
Находясь в Кисловодске, мы поинтересовались обувными предпочтениями Федора Ивановича. Вместе с сотрудницей музея Валентиной Пановой просмотрели множество фотографий певца. Нашли Шаляпина не только в туфлях, но и в сапогах, лаптях и даже босиком. Обувь с квадратными носками нам не попалась!
— Марине Федоровне было уже за девяносто и, может быть, она не всё поняла, — осторожно предположила Валентина Васильевна. – А ещё у каждого художника есть своё видение. Например, «Медный всадник» в Петербурге вообще одет в античную одежду и обут в сандалии.
Может быть и так, если вспомнить, что весь уфимский период Шаляпин ходил в сапогах. Но уже с молодых лет многие принимали Федора Ивановича за аристократа: «Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак». Как талантливый актер и наблюдательный с острым умом человек он быстро добился безупречного лоска в своем внешнем виде даже в домашней обстановке или на отдыхе.
Так вот, если судить по фотографиям певца, предпочитал он классические туфли со слегка вытянутыми и иногда острыми носками, а в последние пару десятилетий его жизни встречаются круглые. Кстати, именно такая обувь на кисловодском памятнике, авторы которого Виктор и Юрий Жоглины с тонким юмором изобразили Федора Ивановича на отдыхе с любимым мопсом Булькой.
И самая первая фотография Шаляпина, сделанная в Уфе в феврале 1891 года в фотоателье Анисимова, правда, в пиджаке с чужого плеча, свидетельствует о наличии у 18-летнего Федора тонкого вкуса и понимания как нужно одеваться. Действительно, глядя на это фото, не скажешь, что перед нами сын вятского мужика.
— Есть у меня две-три «буржуазные» причуды: люблю носить хорошее платье, приятное белье и красивые, крепко сшитые сапоги, — написал позднее он в своих мемуарах.
Дом, где жил Шаляпин намеренно скрывают от уфимцев?
В мире сейчас насчитывается 16 музеев певца. Но нет его в Уфе, там, где началась профессиональная деятельность молодого Шаляпина, в городе который Ирина Федоровна назвала «колыбелью творческой жизни» своего отца.
Главной причиной наши начальники называют нехватку денег. Но, во-первых, денег всегда и всем не хватает, а во-вторых, республика и её столица не такие уж бедные, чтобы так прибедняться. Если надо, то средства находятся и не малые. Так дорога в аэропорт перекладывается по несколько раз год и многомиллионные суммы на это никто не считает.
А сколько денег потеряла столица республики «благодаря» чиновникам мэрии! Стало уже печальной традицией возбуждение очередных уголовных дел в отношении её должностных лиц. Да на эти деньги можно было открыть десяток музеев в Уфе!
— Письма мои ходят по кругу, — рассказывает Елена Замрий. — Никто не отказывает, но и ничего не делают. Только слова.
Кроме того, уфимские общественники в свое время обратили внимание на то, что местные чиновники мало знают о Шаляпине и его уфимском периоде. Поэтому в последние годы они пытаются донести эти знания до власть имущих. Учитывая напористость музыкальной общественности, хочется надеяться, что руководители города со временем осознают, что Федор Шаляпин уфимский бренд и наше общее достояние. Правда, для сохранения памяти о великом сыне России и создания его музея в Уфе нужна «мелочь» — чиновники должны начать уважать историю города. Или хотя бы осознать, что сводить гостей в Уфе по большому счету им некуда – два-три интересных объекта и всё. Правда, ещё есть ресторан «Федор Шаляпин», да водка с таким же названием…
Уфимцы не забыли мутную историю 2015 года и попытку обанкротить дом-музей Ленина, когда на муниципальное учреждение культуры повесили чужой многомиллионный долг. Только шум, поднятый на всю Россию уфимскими краеведами и коммунистами республики, когда в дело вмешался сам лидер КПРФ Геннадий Зюганов, не позволили этого сделать. Иначе на месте дома с мезонином могла уже торчать какая-нибудь 20-этажная «свечка».
Сейчас дом № 1 по улице Гоголя окружен со всех сторон металлическими гаражами, поверх которых протянуты трубы газопроводов. Гаражи размещены незаконно в охранной зоне газопровода, о чем свидетельствует нанесенная прямо на них информация. Поэтому если заполыхает плотная деревянная застройка, то к месту пожара не сможет подъехать спецтехника, а жильцы не выберутся живыми по узкой тропке, которая вьется между хранилищами железных коней.
Давно существует решение о сносе незаконно установленных гаражей, но, похоже, выполняется оно избирательно. Там, где городским начальникам нужно, они проявляют завидную принципиальность и чудеса оперативности, а здесь явно закрывают глаза. Неужели только для того, чтобы меньше людей, в том числе гостей города, видели дом, где жил великий Шаляпин? А вот куда смотрят надзорные органы, другой вопрос.
Ещё 12 марта 1996 года за подписью первого заместителя премьер-министра республики Валерия Лисунова было принято постановление кабинета министров № 89 «О создании в городе Уфе дома-музея Ф.И.Шаляпина». Но музей так и не появился, а 19 мая 2000 года другим постановлением правительства № 134 «в целях обеспечения режима экономии при исполнении республиканского бюджета» был признан утратившим силу один из пунктов первого документа, где шла речь о выделении 300 квадратных метров жилья для расселения жильцов шаляпинского дома. В остальной части постановление остается действующим, о чем и выдают информацию существующие справочные правовые системы.
Совершенно ясно, что открытие шаляпинского музея на достойном уровне — не простое дело. Нужны совместные усилия городских и республиканских властей, необходимо обращаться в минкульт России, другие федеральные ведомства и не просто писать письма, а ехать в Москву и доказывать необходимость музея в Уфе. Все действующие музеи Шаляпина в России открывались с помощью центральных органов, которые в свою очередь оказали потом необходимую материальную и административную поддержку при реализации проектов.
Так уж повелось в России, что все важные вопросы приходится решать в первопрестольной. Но другого пути нет, если мы хотим сохранить память о великом певце в нашем городе, чтобы от Шаляпина в Уфе осталась не только ресторан и местная водка с таким же названием.
Александр КОСТИЦЫН
P.S.
Радий Фаритов пообещал открыть музей Шаляпина в Уфе.
26 мая 2021 года во время открытия музея полярников имени Альбанова в Уфе глава республики Радий Фаритов озвучил планы создания музея Шаляпина: «Мы решили открыть музей имени выдающегося русского оперного певца Федора Шаляпина, который жил и творил в Уфе».
Такое заявление не может не радовать. Это означает, что многолетние усилия общественности не прошли даром. Но главное, чтобы принятое главой решение было зафиксировано в документах, где были бы указаны сроки, ответственные и, главное, определены источники финансирования.
Правда, Елена Замрий в одном из своих недавних интервью пояснила, что речь пока идет не о создании мемориального дома-музея на улице Гоголя,1, где жил великий сын России. По её словам в своё время возникли проблемы с расселением живущих в шаляпинском доме людей, которые не захотели переезжать в неудобный для них район.
Отказы людей понятны. Перебираться из центра Уфы в Шакшу, пусть и в благоустроенную квартиру мало кто захочет. Тем более, что сейчас не советские времена, когда в таких случаях предоставляли не менее 9 квадратных метров жилой площади на одного человека.
Выделять квартиры для жильцов расселяемых домов в центре города существенно дороже. Правда и Шаляпин – особый случай.
И все же… С удовлетворением можно констатировать, что принятие принципиального решения главой республики о создании музея является важным шагом в увековечивании памяти Федора Шаляпина в нашем городе. И городским чиновникам будет куда сводить гостей Уфы. А потом может быть дело дойдет до мемориального дома-музея великого сына России, когда найдутся деньги для расселения жильцов на удобных для них условиях.