Почти восемь месяцев продолжались ожесточенные бои за освобождение Артёмовска в Донецкой Народной Республике. Свое имя город получил в честь профессионального революционера, в последствие партийного и государственного деятеля Фёдора Сергеева, носившего партийную кличку «товарищ Артём». Во время гражданской войны Артём несколько месяцев работал в Башкирии в самый сложный и драматический период её истории, когда валидовцы пытались создать сепаратистский анклав в центре страны и разжечь межнациональную рознь в регионе.
Товарищ Артём – ключевая фигура в истории Донбасса
Первое переименование Бахмута в Артёмовск произошло в 1924-м после трагической гибели Фёдора Сергеева тремя годами ранее. Во время немецкой оккупации враг вернул городу старое имя. Но после освобождения в 1943 году он снова стал Артёмовском.
Уже в 2016-м по закону о декоммунизации украинские власти вновь переиначили город в Бахмут, но 20 мая 2023 года, освобожденный Артёмовск окончательно восстановил свое имя.
Родился Федор Андреевич 7 (19) марта 1883 года в Курской губернии. В РСДРП вступил в 1901-м. Подвергался арестам, сидел в тюрьмах, находился в эмиграции, стал профессиональным революционером, а в мае 1917 года возвратился в Россию. Основную деятельность во время гражданской и после неё Артём вел на Украине. Дружил со Сталиным и Кировым.
После Октябрьской революции 12 февраля 1918 года в Харькове провозгласили Донецко-Криворожскую советскую республику, а председателем её Совнаркома избрали Артёма.
Руководство Советской России поддержало создание автономии. Правда, в начале мая того же года немцы и австрийцы, которых призвала на помощь украинская Центральная Рада, оккупировали территорию республики, прекратившей свое существование.
Но 9 февраля 2015-го Народный совет ДНР объявил о своей правопреемственности от Донецко-Криворожской республики. В Донецке у памятника Артёму с участием первых лиц региона сейчас отмечают памятные даты и возлагают цветы, а сам Фёдор Сергеев является ключевой фигурой героической истории шахтерского края.
Ахмет Валидов купил себе амнистию казнью русских и татарских офицеров
Артём имел непосредственное отношение и к нашей республике, когда по заданию Ленина 14 декабря 1919 года он прибыл в Стерлитамак.
Обстановка в Малой Башкирии была тогда очень сложной. Вынужденно перейдя на сторону Советской власти и получив из её рук автономию, вожди «Башревкома» во главе с Ахметом Валидовым и Харисом Юмагуловым на деле вели сепаратистскую политику, вплоть до планов депортации русских и татар из региона.
— Один вид татарина приводит их в бешенство, — писал в ЦК РКП (б) Артём.
Вынужденный переход валидовцев на сторону красных произошел в самый последний момент, когда деваться им было некуда, а части Красной армии находились уже в 30 верстах от Темясово, где располагались тогдашние башкирские правители. Дальше на восток шли казачьи станицы. Потяни ещё немного и разгром малочисленных и слабо вооруженных валидовских отрядов был неизбежен.
Красноречивый и комичный факт… Московский историк Салават Исхаков откопал в архивах, что ещё в 1918 году «самовлюбленный Валидов присвоил сам себе сначала звание генерал-майора, а позднее генерал-лейтенанта».
Набивая себе цену перед новыми союзниками и выторговывая амнистию, Валидов 19 февраля 1919 года приказал расстрелять 15 русских офицеров, служивших в его «войске». Нынешние апологеты Ахмет-Заки очень не любят вспоминать эту расправу по национальному признаку, но есть подтверждающий документ, опубликованный профессором Билалом Юлдашбаевым.
Обнародовал Билал Хамитович в той же работе на стр. 566 и свидетельство валидовца Мулладжана Халикова, тоже вовремя перебежавшего к большевикам, о том, что одновременно с русскими тогда казнили и группу татарских офицеров, отказавшихся подчиняться Валидову.
Отметим, что принципиальный Юлдашбаев всю свою жизнь страдал за правду, но никогда не прогибался под начальством. Поэтому и прожил до самой смерти в 2001 году в коммуналке.
«Отмывают»
А какие бесчинства творили солдаты «мятежного» Мусы Муртазина в русских селах, в тех же Узяне, Кагинске, Авзяно-Петровском заводе: грабили, избивали, пороли плетками, убивали, насиловали женщин в присутствии мужей. Эти факты нынешние поклонники Валидова тоже не вспоминают, а в 1990-е из Муртазина стали лепить образ благородного рыцаря в белых перчатках. Но, как известно, подобные персоны «отмыть до бела» невозможно.
Да ещё стали сочинять вздорные небылицы про то, как этот «полководец», будто бы, решил исход гражданской войны в России, одолев сначала Колчака, затем разбил главные силы Деникина, а потом спас нашу страну от разгрома поляками.
«Мятежность» Муртазина заключалась в том, что он бегал между красными и белыми, без колебаний предавая вчерашних союзников.
В 1918 году валидовцы казнили интернационалиста Бахтигарея Шафиева, в честь которого названа улица в Уфе. Сейчас же поклонники Валидова уверяют, что того убили русские белогвардейцы, а коммуниста Шафиева записали …националистом.
Это же можно отнести и к интернационалисту Багау Нуриманову, в честь которого назван Нуримановский район Башкирии, казненному в том же 1918 году по приговору валидовского Башкирского военного совета.
Валидовцы вынашивали и планы создания ««Киргизско (Казахско) — Башкирской автономии», против чего были центральные власти. Русофобия и татарофобия лезла у этой публики из всех щелей.
В 1920-1930 годы бывшие валидовцы проникли в партийный и государственный аппарат региона, буквально облепив его. Приспешники Заки-хана очень быстро сообразили, что марксизм-ленинизм и пресловутая «коренизация» оказались удобной ширмой, с помощью которой можно обманывать «кремлевских мечтателей» и протаскивать к кормушкам своих людей.
Правда, многих из них потом репрессировали, но при Хрущеве, как водится, реабилитировали.
Чрезвычайный уполномоченный
Учитывая сложную обстановку в Башкирии, к нам направили опытных работников: уполномоченного ЦК РКП(б) Артёма и уполномоченного ВЦИК Федора Самойлова.
Последний отмечал позднее, что «низы» неизменно тяготели к советской власти и никогда не проявляли нездоровых националистических стремлений, а «верхи», т.е. вся правящая и командующая головка всегда были настроены шовинистически и спекулировали на национальных чувствах среди широких масс населения».
6 октября 1919 года Ленин подписал постановление Совета народных комиссаров об оказании помощи трудящимся Башкирии и создании «Башкирпомощи», центральное управление которой располагалось в Стерлитамаке. Туда же перебрались и темясовские вожди. Примечательно, что Стерлитамак «был передан Башреспублике во временное пользование (на 10 лет)». Решение об этом принял Президиум ВЦИК РСФСР 15 января 1920 года.
Чрезвычайным уполномоченным Башкирпомощи назначили Артёма.
Советское правительство выделило Башкирпомощи продукты, открыло столовые общественного питания в пострадавших районах, построило эпидемические или, как их тогда называли «заразные» бараки, и только в 1919 году предоставило 225 миллионов рублей финансирования.
Под руководством Артёма Башкирпомощь раздала голодающим 90 тысяч пудов хлеба, 600 тысяч аршин тканей, 33 тысячи пудов семян, организовала 73 кустарно-промысловых артели, открыла 53 детских дома, куда устроили 5 тысяч детей, оставшихся без помощи родителей.
Всё это находило поддержку трудящихся Башкирии, организовавшихся в 857 «комитетов пострадавшей бедноты — компостбеды», в работе которых приняло участие 35 тысяч человек.
Помощь Центра валидовцы выдавали за свои заслуги
Но валидовцы противодействовали работе Артёма и пытались выдать помощь Центра за свои собственные достижения, хотя материальных ресурсов за душой не имели никаких, поскольку сами находились на содержании у Советской власти, как и до этого «кормились» у чехов и белых.
Но имели место факты банального грабежа валидовцами складов «Башкирпомощи», слежки за его сотрудниками, аресты коммунистов по национальному признаку — русских и татар. Да ещё Ахмет-Заки бомбил Ленина телеграммами: «Мы наблюдаем усиление империализма, оставшегося от царских времен».
Бывший председатель Юрматынской кантонной комиссии Башкирпомощи Мугалим Назаргулов, член партии с 1919 года, со страниц «Советской Башкирии» в 1964 году вспоминал, как «работники Башкирпомощи и компостбеды во главе с Артемом дали отпор валидовцам и довели свою работу до конца».
Из-за противодействия Башревкома, обкому партии пришлось использовать технический аппарат Башкирпомощи. По факту партийные организации действовали на территории Башкирии в то время полулегально.
— Чтобы не постановлял областной комитет, Юмагулов всегда был против всех его решений, — вспоминал уполномоченный ВЦИК Федор Самойлов.
Юмагулов, как и Валидов, слал в Москву лживые телеграммы: «Артем, Самойлов и Дудник ведут работу к свержению башавтономии и башдеятелей».
Как азартные картежники, валидовцы непрерывно поднимали ставки, вплоть до попытки вооруженного мятежа, предпринятого ими 16 января 1920 года.
Эта авантюра носит сейчас безобидное название: «январский конфликт 1920 года» или «стерлитамакские события» и была организованна Юмагуловым, за спиной которого стоял Валидов, на всякий случай, отсиживавшийся в Москве. В дело пришлось вмешаться Ленину и Сталину, а Михаил Фрунзе направил в Стерлитамак конный отряд, потом и следственную комиссию.
Характерно, что аресты партийных и советских работников во время мятежа производил военный комендант Стерлитамака Фойгель, белочех, переметнувшийся после их разгрома в стан валидовцев.
Мятежники пытались блокировать телеграфную связь Артёма с Москвой. Но опытный подпольщик с честью вышел из трудной ситуации и стал направлять свои телеграммы по резервным каналам связи.
В Донецком республиканском краеведческом музее хранится уникальный документ — предписание, датированное 16 января 1920 года — в день мятежа и выданное Артёмом «уполномоченному Верховной комиссии телеграфной связи РСФСР при БССР т. Максимову», которому он поручает «немедленно передать Ленину записку по прямому проводу через Реввоенсовет Востфронта».
Вскоре, подобрав надежных специалистов, Артём полностью взял связь в Стерлитамаке в свои руки. Об этом, как и о человеческих качествах посланца Москвы, интересные воспоминания оставил П.Лукин, бывший начальник стерлитамакской конторы связи, работавший в 1919-1920 годах администратором местного телеграфа.
«Пулевое» отверстие от …гвоздя
Январский конфликт удалось погасить мирным путем, но Башревком потребовал отозвать из автономии ряд лиц, в том числе, Артёма. В случае невыполнения своих условий Башревком считал бессмысленным дальнейшее существование Башкирской республики. Однако, в Москве резонно расценили это как ультиматум. Одновременно штаб Туркестанского фронта, во избежание повторения попыток мятежа, организовал в Стерлитамаке укрепленный военный пункт, а башкирские части подчинил напрямую себе.
Особую неприязнь у руководителей Башревкома вызывал глава Башкирпомощи – товарищ Артём, сумевший организовать четкую работу по оказанию помощи башкирской бедноте. Люди наглядно убеждались, кто реально им помогает, а кто занимается демагогией.
Самойлов писал позднее, как у Валидова стали сдавать нервы: то «рассвирепев» на совещании ударит портфелем по столу изо всех сил, то, вдруг, срывался и начинал прилюдно кричать на Артема и оскорблять его, то внезапно «забывал» русский язык в разговоре с представителями ЦК и ВЦИК.
А руководство Советской России продолжало терпеливо уговаривать деятелей Башревкома. В марте 1920 года в регион даже приезжал второй человек в стране — Лев Троцкий, имевший от Ленина жесткие инструкции по мирному решению имевшихся проблем.
Тщетно. Валидовцы категорически не желали идти на компромисс. Успели, к тому же, поссориться с соседними регионами и даже инсценировали покушение на Валидова. Правда, как установило следствие, «пулевое» отверстие в шинели оказалось продырявлено …гвоздем.
Но самой опасной и циничной была попытка посеять вражду между русскими крестьянами и башкирским населением края. И здесь Артём оказался на высоте.
В начале апреля Федор Самойлов телеграфировал в Москву «о невозможности наладить с Башревкомом какую бы то ни было совместную работу».
Любую уступку Центра и желание найти компромисс валидовцы воспринимал как слабость.
Терпенье Москвы лопнуло и 30 апреля 1920 года Валидова отозвали в столицу для доклада. Ленин и Сталин имели с ним жесткий разговор. Руководителям страны стало всё окончательно ясно.
Удивительное долготерпение центральных властей к субъекту, который даже в официальных бумагах называл русских жителей края «колонистами»!
19 мая 1920 года Советское правительство приняло постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» и в июне деятели Башревкома, оставшиеся не у дел и сошедшие с политической сцены, разбежались кто куда.
В Башкирии окончательно установилась советская власть, в основе которой лежал интернационализм, а Башкирпомощь, выполнившая поставленную перед ней задачу, передала свои функции другим госорганам. Отбыл в Москву и Артём. Кстати, он был избран делегатом на VIII съезд РКП (б) от башкирской партийной организации.
Подлинный интернационалист во главе республики
Так провалилась попытка разжечь межнациональную рознь в нашей республике и создать сепаратистский анклав в центре страны. А башкирский народ прекрасно разобрался в том, кто есть кто. Великая отечественная война – наглядное тому подтверждение. Вместе с русскими, татарами и другими народами республики башкиры защищали свою великую страну и вместе праздновали Победу.
На I Всебашкирском съезде Советов в июле 1920 года Башревком ликвидировали, а вместо него образовали ЦИК и Совнарком Башкирской автономии, председателями которых избрали Галия Шамигулова, члена РСДРП с 1910 года, подлинного интернационалиста.
Примечательно, что ещё с июня 1917 года он являлся начальником Уфимского губернского штаба боевых организаций народного вооружения — БОНВ. Последнее обстоятельство в то время имело особое значение, поскольку в руководство БОНВ входили только самые надежные и беззаветно преданные делу революции люди.
Организация БОНВ была создана ещё в 1902 году! Во время гражданской войны численность её отрядов доходила до 20 тысяч решительных бойцов. Именно за боновцами в первую очередь охотились чехословацкая, колчаковская и польская контрразведки.
Да, представьте себе, и ляхи тоже оставили в нашем крае кровавый след.
Историки – специалисты по революционному движению и периоду гражданской войны в нашем крае, прекрасно осведомлены об этих обстоятельствах.
Позднее Шамигулов служил у Фрунзе начальником политотдела штаба Туркестанского фронта, а во время «январских конфликта 1920 года» арестовывался по письменному приказу Юмагулова.
…Сын Федора Андреевича – Артём Сергеев рос и воспитывался в семье Сталина. Окончил 2-е Ленинградское артиллерийское училище. Как и все сыновья вождя воевал, был дважды ранен. Попадал в плен, но сумел бежать, дослужился до генерала. Настоящего, а не шутовского.
В частном секторе Калининского района Уфы параллельно Сельско-Богородской протянулась небольшая зеленая улочка Артёма.
И в Стерлитамаке, где жил и работал Артём, тоже есть улица его имени. Но в отличие от уфимской, она больше похоже на проспект – широкая, современной застройки.
В Советской Башкирии знали кто такой Валидов
В советское время в нашей республике прекрасно знали, что из себя представлял Ахмет Валидов и его приспешники. Живы были и многие люди, пострадавшие от их деяний. Об этом регулярно писала пресса региона, выходили передачи на местном радио и телевидении.
Нынешние поклонники Валидова называют это советской пропагандой. Но в Национальном архиве Республики Башкортостан хранится не мало документов, раскрывающих содержание периода, когда власть в Башкирии захватили националисты.
Расскажем только об одном из них. Его никак нельзя отнести к выдумке партийных пропагандистов.
6 мая 1981 года бывший первый секретарь Башкирского обкома КПСС Сабир Вагапов письменно обратился к секретарю ЦК КПСС Ивану Капитонову. Заявление Вагапова имело сугубо личный характер и основного его содержания мы касаться не будем. Но один фрагмент обращения имеет непосредственное отношение к нашей теме.
Сабир Ахмедьянович рассказывает, как в 1918 году, а тогда ему было 14 лет, семья Вагаповых подверглась нападению со стороны валидовцев: «Заки Валидовские контрреволюционеры – кулаки избили и живым зарыли в шахту» брата отца Сабира.
«Отец Ахметьян Вагапов был избит, кулаки сломали ему одну ногу и руку».
«Меня тоже начали бить [со] словами «Бей, кончай большевиков с корнем».
Таковы были методы у приспешников «выдающегося востоковеда-тюрколога, профессора, доктора философии» Ахмет-Заки Валидова.
А сам приход Валидова к власти Вагапов назвал: «Валидовский контрреволюционный переворот в Башкирии».
«Оборотень»
Казалось бы, всё ясно с Башкирпомощью и ролью Артёма в бурных событиях революционных лет. Но в 1990-е началось конъюнктурное переписывание истории Башкирии. Ревизии подверглись и события гражданской войны, описанные выше.
Наиболее тенденциозно это сделал старший преподаватель Сибайского института БГУ Алим Зарипов, изложивший в шестом номере журнала «Ватандаш» за 2000 год собственную версию процессов, происходивших в нашем регионе: «Пришлое русское население», «русские «временные поселенцы», «русская большевистская диктатура», «уголовные преступники и темные личности» из русских» и так далее. Впрочем, и татарам от него досталось тоже.
Особенно Алим Бариевич оттоптался на Артёме, обозвав его провокатором, а «Башкирпомощь» — ширмой. Не забыл пройтись по Галию Шамигулову и публицисту Шагиту Худайбердину, называвшего Валидова «Заки-ханом».
Статья Зарипова, бывшего члена КПСС и бывшего интернационалиста, настолько пропитана нескрываемой неприязнью к русским и татарам, что даже читать её сложно.
Удивительно, как мог журнал «Ватандаш», выходящий на федеральные деньги, разместить такой злобный и не объективный материал.
Впрочем, у Алима Зарипова хватает и других русофобских и татарофобских публикаций.
А ещё 28 марта 1992 года бывшие однопартийцы Алима Бариевича в материале «Лицемерие и обман» рассказали со страниц учалинской районной газеты «Серп и молот» (сейчас это «Учалинская газета» — Авт.), как тот будучи директором Ильчинской средней школы, первым в районе — 12 июля 1990 года выбросил партбилет и собственноручно стал срывать с пионеров красные галстуки.
Артёма до сих пор проклинают в ряде башкирских СМИ и на телевидении, а вся «вина» уполномоченного из Москвы состоит в том, что он честно выполнял свой долг, помогал голодным, противодействовал сепаратистам и не позволил разжечь межнациональную рознь в нашей республике.
Нынешние башкирские власти не знают куда девать Валидова
Конечно, в последние годы ситуация в нашем регионе сильно изменилась. Усилиями федеральных структур наиболее оголтелых «нациков» в Башкирии прижали, кто-то из них сбежал за кордон или оказался в местах не столь отдаленных. Оставшиеся немногочисленные последователи Валидова забились по углам. Но сохранили доступ к местным госСМИ и регулярно поливают грязью Артёма на башкирских телеканалах.
И что делать с культом «отца русского федерализма», а вернее, русофоба и татарофоба «Ахмет-Заки Валиди», созданного в рахимовские времена, нынешние республиканские власти похоже не знают.
В Зауралье убрали его бюсты, сняли мемориальную доску со здания Национальной библиотеки в Уфе, с мая 2022 года продолжаются и, видимо, будут долго тянуться ремонтно-реставрационные работы в историко-краеведческом музее в Темясово, главным содержанием предыдущей экспозиции которого было восхваление Валидова и «башдеятелей» из Башревкома.
Очевидно, что воспевание сепаратистов прошлого совершенно не уместно. Эти персоны не способствуют консолидации многонационального населения нашей республики. Поэтому республиканским властям рано или поздно придется четко определится с официальной позицией по отношению к Валидову.
…В Башкирии дружно живут более 100 наций и народностей, а каждый второй-третий заключаемый у нас брак в последние 50 лет — межнациональный.
Народы республики давно дали ответ на национальный вопрос в нашем регионе.
Ни один раз, начиная с весны 2015 года — сразу после окончания боев за Дебальцево, мы ездили на Донбасс с гуманитарными конвоями и в каждую свою поездку убеждались в том, что товарищ Артём там не забыт, а люди чтут о нем память.
Возле памятника Артёму в самом центре Донецка проводят главные торжественные мероприятия с участием первых лиц ДНР, а «товарищ Артём» по праву считается народным героем и ключевой фигурой в героической истории Донбасса.
Но знают ли жители Донбасса и его мужественные защитники о том, что Артёма в Башкирии до сих пор поливают грязью?
Александр КОСТИЦЫН