В пятницу 13 августа на биржевых торгах в Москве резко выросли котировки акций АНК «Башнефть», особенно привилегированных, которые закрылись выше уровня четверга на 6,26%. Обыкновенные выросли меньше – на 2,95%. Существенно против обычных дней подтянулись и объемы. В связи с чем появились разговоры и спекуляции, в том числе, о возможных дивидендах компании.
Причиной всплеска явилась хорошая отчетность предприятия за шесть месяцев 2021 года.
Так выручка по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросла на 12%, и вместо убытка в 3,368 млрд. рублей, получена чистая прибыль в 31,136 млрд. рублей.
При этом напомним, что Башнефть за 2020 год также получила чистый убыток по РСБУ в размере 23,557 млрд. А раз был убыток, то, значит, и не было налога на прибыль, 17% из 20 шедшего в бюджет региона.
Из-за отрицательных результатов, полученных в прошлом году, акционерное общество начислило за 2020-й минимальные дивиденды – 10 копеек на одну привилегированную акцию, которые как раз имеется в собственности республики.
Вот и сравните 10 копеек и 107,81 руб. на одну ценную бумагу, начисленные за прибыльный 2019 год.
По сообщениям СМИ, из-за договоренностей в рамках ОПЕК+, добыча нефти нашим «национальным достоянием», а так раньше любил называть Башнефть глава республики Радий Хабиров, в прошлом году упала на 30,7% до 13,1 миллионов тонн, что сделало ее лидером снижения добычи среди дочерних компаний Роснефти.
Причины падения добычи нефти в регионе понятны. Башнефть имеет много старых, истощенных и трудно извлекаемых месторождений. При этом качество башкирской нефти значительно ниже западно-сибирской. Поэтому с точки зрения бизнеса, всё произошедшее с Башнефтью в 2020 году вполне рационально и объяснимо, в том числе и закономерное снижение низко маржинальной добычи.
В этом году ситуация стабилизировалась, цена на нефть находятся на комфортном для страны уровне, что не могло не сказаться положительно и на показателях Башнефти, главным из которых стала прибыльная работа предприятия. Значит, пошли и платежи налога на прибыль в бюджет региона.
Но главной причиной всплеска котировок в пятницу явилось ожидание возможных дивидендов спекулянтами и инвесторами, а именно они, напомним, торгуют на бирже.
В республике уже привыкли, что АНК раньше ежегодно выплачивала приличные дивиденды, в том числе иногда и промежуточные. С надеждой на них и кинулись в пятницу брокеры покупать сильно подешевевшие за последние месяцы ценные бумаги этого эмитента.
Кроме того хоккейный клуб «Салават Юлаев» и футбольный клуб «Уфа» в значительной степени содержались на нефтяные деньги.
Но нужны ли эти траты Роснефти? Не факт. У главной российской нефтяной компании свои цели и задачи, не обязанные совпадать с планами регионального руководства.
Много разговоров и прогнозов было в СМИ перед недавней встречей Владимира Путина и Радия Хабирова на юге Башкирии. В том числе о возможных промежуточных дивидендах Башнефти или какого-либо иного способа финансирования нефтяниками уфимских хоккеистов и футболистов.
Но по результатам встречи ничего об этом не было сказано, что тоже понятно: выстраивать взаимоотношения с Роснефтью должны региональные власти, не вешая эти проблемы на руководство страны. Кроме того, местным властям необходимо самим научиться зарабатывать, а не рассчитывать на стабильную ренту.
Обратили СМИ и на то, как проходила эта встреча – в глаза телезрителей бросилось то, в каком напряжении находился глава региона. Тем более протокол подобных контактов расписан поминутно.
Поэтому рассчитывать на то, что Роснефть, вдруг, решит выплатить промежуточные дивиденды по акциям Башнефти или как-то иначе профинансирует спасение «Салавата Юлаева» и «Уфы» особенно не приходится. У главной российской нефтяной компании есть свои, более насущные и серьезные задачи, чем просто сорить деньгами. То, что положено по закону – платить налоги, зарплату, перечислять различные взносы во внебюджетные фонды АНК «Башнефть» выполняет. Всё остальное, в том числе выплата дивидендов, – добрая воля её основного владельца.
Как поведут себя дальше акции Башнефти, увидим в ближайшее время. Ценные бумаги компании так долго, пусть и понемногу падали, что небольшой в масштабе многомесячного сползания локальный всплеск, существенной роли не играет.
Николай ЧЕРНОВ